«Сегодня журналисты работают поверхностно, они получают готовый пресс-релиз, и даже не задают дополнительных вопросов, что зачастую свидетельствует о том, что они не умеют задавать вопросов», — сказала Елена Баялинова, руководитель пресс-службы Минздрава, рассказавшая сегодня в интервью ВРС об особенностях своей работы.
ВРС: Пресс-служба Минздрава, по мнению журналистов, считается одной из лучших. Расскажите, пожалуйста, что вам помогает эффективно работать?
Елена Баялинова: Во-первых, в работе мне очень помогает мой собственный журналистский опыт. Оказывается, очень важно, чтобы во главе пресс-службы стоял журналист, которые знает все сильные и слабые стороны нашей журналистики и имеет какие-то свои собственные, личные контакты, что существенно облегчает работу.
Во-вторых, прежде чем возглавить пресс-службу я была, тем журналистом, который постоянно освещал тему здравоохранения. Ранее, в начале реформ здравоохранения, я привлекалась Минздравом для того, чтобы эти реформы продвигать. Поскольку, с одной стороны, я была журналистом, а с другой стороны, я была одной ногой в медицине, то мне было легче создать структуру эффективной пресс-службы.
К примеру, если я занимаюсь социальными вопросами, то мне трудно будет возглавить пресс-службу Минэкономразвития, в этой связи я считаю, что у работников пресс-служб должна быть специализация в той области, которая является основной во всем учреждении.
Таким образом, по моему мнению, человек, возглавляющий пресс-службу должен обладать журналистскими навыками и иметь специализацию. Когда ты приступаешь к своим обязанностям, и на тебя сваливается много вопросов, которые ты должен оперативно решить, у тебя абсолютно нет времени учиться работать
ВРС: С какими сложностями вам приходится сталкиваться в вашей работе?
Елена Баялинова: Основная сложность, с которой я столкнулась, это понимание между работниками СМИ и медиками. Необходимо было этот мост перекинуть, убедить обе стороны в том, что они полезны друг другу и их деятельность нацелена на сохранение и укрепления здоровья и по этой причине они должны быть заинтересованы друг в друге. Я хочу подчеркнуть, что это работа не одного дня. Потому что убедить медиков в том, что журналисты им нужны, а журналистов в том, что им нужны медики и что они должны договориться между собой – это очень сложная работа.
Еще одна сложность заключается в предоставлении информации по первому требованию журналиста. Информацию предоставляют как медики, так и чиновники, но здесь речь идет больше о чиновниках. Надо понимать, что медики все время должны находиться рядом с пациентами, у них такая специфика работы, а если мы их еще будем постоянно отвлекать, спрашивая информацию, то, что тогда будет? В данном случае перед пресс-службой стояла задача заставить этот механизм бесперебойно работать.
Этот вопрос был решен следующим образом: мы разработали правила обмена информацией между пресс-центром и организациями здравоохранения Кыргызской Республики. То есть мы установили правила, когда, в каком случае нам должна предоставляться информация пресс-центру, потому что пресс-центр потом обрабатывает всю информацию и передает ее журналистам. Эти правила, которые нам облегчают работу, мы утвердили приказом министра и теперь каждый руководитель лечебного учреждения знает, какую информацию, каким образом он должен предоставить и какую ответственность он несет, если информация не будет предоставлена.
Кроме того, некоторые сложности возникают, когда звонят журналисты и просят пригласить какого-либо чиновника поучаствовать в той или иной программе или мероприятии. В этом плане достаточно тяжело расшевелить и заставить чиновника принять участие в съемке. Здесь мне приходится использовать все свое обаяние, знания, навыки, потому что, прежде чем куда-то отправить, ты должен знать про этого человека все. Я должна его за что-то похвалить, сказать, если это необходимо, каких недостатков ему необходимо избегать в прямом эфире, просить его быть помягче. То есть, пресс-секретарь — это тот человек, который устраняет конфликты, которые могут возникнуть между медиками, чиновниками и журналистами, а они часто случаются. К примеру, в моей практике были случаи драк, когда журналисты с камерами приходили в учреждения здравоохранения и просили чиновников предоставить информацию.
У всех пресс-служб есть еще одна проблема, это недофинансирование, недостаточное оборудование рабочих мест. Я думаю, что на сегодняшний день по последнему слову техники не оборудована не одна пресс-служба. Я должна быть мобильной, а у меня нет транспорта, если мне надо куда-то срочно выехать, то мне необходимо искать машину или добираться на такси. У меня нет ксерокса или кто-то не заплатил за Интернет, и у меня нет доступа к сети, что существенно тормозит нашу работу, ведь в основном всю информацию мы распространяем через сеть рассылки. Я считаю, что в идеале пресс-служба должна быть оснащена всем.
ВРС: Расскажите, каким образом вы взаимодействуете с журналистами?
Елена Баялинова: Прежде всего, это телефонная связь. Мы сами выбираем, на какое мероприятие нам пригласить то или иное СМИ, мы никогда не приглашаем всех подряд. Мы исходим из того, будет ли это интересно телевидению, газете, информагентству, или вообще нашим гражданам. Медикам, конечно, все интересно, они проводят много обучающих семинаров, тренингов, а вот будет ли это интересно нашему зрителю или читателю? Таким образом, при помощи телефона мы выборочно приглашаем то или иное СМИ.
Также пресс-служба Минздрава обязательно информирует журналистов через сеть электронной рассылки. У нас создана база данных, где собрано около 400 электронных адресов, включая не только отечественные СМИ, но и международные агентства. Мы нацелены не просто рассылать информацию по бишкекским СМИ, но и ориентированы на работу с районами. Для этих целей мы включили в нашу рассылку НПО, потому что они являются хорошими проводниками нашей информации в глубинку.
Кроме того, у нас существуют демонстрационные выезды, то есть мы не просто рассказываем журналистам в устной форме о нашей работе, мы стараемся их вывезти на место и показать, что мы делаем, что происходит в секторе здравоохранения по республике. Мы делаем так, чтобы журналисты поговорили на местах с теми, кто делает реформы здравоохранения и с теми, кто пользуется этими реформами, то есть пациентами.
ВРС: Насколько вы довольны работой журналистов, освещающих деятельность Минздрава?
Елена Баялинова: пт, сегодня утром меня похвалил ну очень известный у нас человек, поблагодарил за прямые вопросы ну и прочеее.сы, не пишуЗа шесть лет работы у меня есть некоторые замечания в адрес своих коллег. Когда я работала журналистом, мы работали без пресс-релизов, приезжали на событие и изучали его. Тогда не было Интернета и мы лично пытались докопаться до той самой изюминки, из которой вырастало мероприятие. Сегодня журналисты работают поверхностно, они получают готовый пресс-релиз, и даже не задают дополнительных вопросов, что зачастую свидетельствует о том, что они не умеют задавать вопросов. Приехали два дежурных журналиста, которые задают вопросы по экономике, а потом те же самые вопросы по медицине. Я редко вижу, чтобы журналист, получивший пресс-релиз, прочитал его и понял, на каком мероприятии он находится и, исходя из этого, задал вопросы. Возможно, именно по этой причине страдает качество продукта, который выпускают работники СМИ.
В этой связи мы стараемся работать со своими журналистами, мы их учим и пестуем, приглашаем к себе в пресс-центр, мы стараемся общаться с ними больше, чтобы они понимали, о чем идет речь, чтобы они к нам приезжали не единожды, а многократно. Мы создали определенный круг и можно сказать, что он расширяется с каждым годом. Сначала это было пять-шесть наших боевых спутников, а сейчас это команда около 50 человек.
Я думаю, что если журналисту надо, то он всегда выйдет на пресс-службу, главное, чтобы он держал связь с пресс-службой, чтобы он не работал сам по себе, потому что он не может быть специалистом во всех областях. Также немаловажно, чтобы журналист, прежде чем выдавать информацию, выверил ее.
Если пресс-служба работает, то журналисты будут к ней обращаться. На сегодняшний день я не могу похвастаться, что о нас знают все СМИ страны, иногда люди нам звонят впервые, некоторые не входят в нашу сеть рассылки, они не знают о наших мероприятиях. Мы должны строить сотрудничество на взаимовыручке и взаимополезности, потому что бывают моменты, когда мы обращаемся к журналистам за помощью. У нас не было откровенных конфликтом, однако я не исключаю, что есть упреки и в наш адрес, но мы стараемся в рабочем порядке это устранить.
ВРС: В каких знаниях нуждаются пресс-службы, чтобы это позволило усилить их эффективность?
Елена Баялинова: Знания всегда необходимы и даже если работник пресс-службы уже обладает определенными знаниями, их всегда необходимо освежать. Именно поэтому мы всегда с удовольствием ходим на различные обучающие мероприятия.
Несмотря на то, что я уже работаю около семи лет, тем не менее, я всегда принимаю участие в семинарах и тренингах, потому что идет закрепление материала и при этом формируется стойкое убеждение по тому, как ты должен работать. Я думаю, что ни одна тема по работе пресс-служб, по работе с общественностью не будет лишней.
Кроме того, проблема в большой текучести пресс-служб, люди постоянно меняются и остаются единицы, кто проходил эти курсы. Если это тренинг, то мне кажется, что его надо проводить от А до Я, другое дело, что на какие-то темы давать меньше времени, а на какие-то темах больше заострять внимание. К примеру, моих коллег интересует, как работать в кризисных ситуациях, особенно это касается оперативных пресс-служб: Минздрава, МВД, МЧС. При этом важно уметь заставить наших коллег по министерству работать в унисон с пресс-службой. Мы всегда просим, чтобы на такие тренинги приглашали и ту сторону, начиная с руководителей наших ведомств потому, что мы обучены, а они остаются где-то сзади. Получается, что мы говорим на разных языках и всякий раз нам необходимо их в чем-то убеждать.
Интервью подготовила Екатерина Иващенко, ВРС
Источник: http://www.bpc.kg/news/4733-17-11-08