С 12 по 13 мая в Алматы (Казахстан) прошел 7-й Центральноазиатский форум «Развитие интернет-сферы в ЦА InternetCA-2016» на тему «Вызовы противодействия деструктивному контенту в Интернете: ксенофобия, пропаганда, язык нетерпимости».
Основные темы дискуссии касались информационных войн, медиаманипуляций, языка вражды, пропаганды, границы между свободой выражения и нетерпимостью, понимания этого разграничения, чтобы избежать тотального регулирования Интернета и давления на свободы. Международные и региональные специалисты представили лучшие кейсы, рекомендации и провели мастер-классы.
Инга Сикорская, директор Школы миротворчества и медиатехнологий в ЦА (Кыргызстан), ведущей организации в регионе, занимающейся исследованиями языка вражды и дискриминации, продемонстрировала результаты анализа Казнета и Кырнета, сравнительное изучение которых подчеркивает некоторые схожие тренды.
Во-первых, это сетевая агрессия, рост количества групп ненависти — относительно нового явления в нашей сети и их идеологическая составляющая, которая базируется на классических инструментах медиавойн. К существующему в Интернете языку вражды, клише и стереотипам добавились месседжи ненависти, распространяемые иногда в завуалированных формах и часто с использованием фиктивных идентичностей. Они вовлекают все больше пользователей и наиболее опасны.
Во-вторых, сильной остается связь между политической повесткой дня и формированием нетерпимости, сконцентрированной на определенных целях. Эмоциональные юзеры быстро реагируют на информационные вбросы, тиражируемые группами ненависти, сетевыми троллями, вследствие чего ком языка вражды разрастается за счет массовой сетевой агрессии. К примеру, частое и необоснованное упоминание этнической принадлежности персон в постах и статьях приводит лишь к росту нетолерантной лексики. Хотя на самом деле автор такой публикации либо некомпетентен, либо заведомо использует манипуляционный инструмент для смешивания этнической и социальной проблематики. Это заметно в Кырнете, когда журналисты и пользователи пишут о решениях властей, связанных с китайскими либо канадскими инвестициями, где целями ненависти сразу же становятся представители этих стран. В Казнете подобную ненависть в отношении китайцев исследователи зафиксировали на фоне последних земельных протестов, связанных с поправками в законодательство.
«Сейчас важно, чтобы все участники виртуальной сети, лица, принимающие решения по вопросам Интернета, а также те, кто обвиняет создателей контента в разжигании ненависти, четко понимали, где заканчивается свобода выражения и начинается язык вражды», — говорит Сикорская.
По ее словам, задокументированные инциденты нетерпимости как в Кырнете, так и в Казнете чаще фиксировались в постах и статьях, рассуждающих о влиянии российской пропаганды на аудитории в Кыргызстане и Казахстане, об отношениях РФ с Украиной и Западом и влиянии этого на страны ЕАЭС. Развитие государственных языков и нежелание населения овладевать ими в полной мере, историческое прошлое Кыргызстана (трагедия 1916 года, когда страна входила в состав царской России) и Казахстана (голодомор 1932-1933-х годов, когда страна входила в состав бывшего СССР), исламский фактор, война в Сирии – являются другим тематическим блоком, где были обнаружены высказывания, очерняющие человеческое достоинство разных групп.
На тенденциях ксенофобии в кыргызстанском сегменте Интернета подробно остановилась Алия Молдалиева, медиаэксперт из Бишкека, которая исследовала манипулятивное воздействие в медиа- и онлайн-среде. Эксперт указала, что онлайн-среда становится средством дискриминации уязвимых групп через демонстрацию фактов ксенофобии в новостях, видео, фото, оправдание одной стороны или другой. Таким образом провоцируются беспорядки и насилие. Почти во всех случаях распространения такой формы нетерпимости язык вражды по отношению к меньшинствам растет, пользователи вовлекаются в дискуссию, используя негуманную лексику, пишут комментарии, содержащие призывы к насилию и дискриминации.
«Невозможно обозначить только один источник ксенофобии с целью политической манипуляции, — подчеркнула спикер. — На самом деле этого не гнушаются многие силы в Кырнете».
О существующей связи между нетерпимостью в отношении женщин и девочек и их борьбой за свои права рассказала в своем докладе Айзат Шакиева, активистка Бишкекских феминистских инициатив. Она продемонстрировала ряд фактов онлайн домогательств к активисткам в Кырнете, которые подвергались оскорблениям и угрозам от пользователей. Например, анализ освещения в Интернете марша 8 марта 2016 года, посвященного Международному дню борьбы за права женщин, выявил поток негуманных постов, в том числе и от пользователей, считающих усиление прав женщин «неприемлемым и оскорбительным для мусульманского общества». Под опубликованным в Интернете видео, где активистки говорят об их дискриминации в семье и в школе, гендерных стереотипах в обществе было обнаружено почти 100 негативных комментариев с ксенофобными подтекстами и оскорблениями. Шакиева говорит, что ее доклад проливает свет лишь на малую часть онлайн-домогательств.
«Патриархальному обществу удобно и выгодно видеть в женщине традиционную роль, — отмечает спикер. — Как только она пытается противостоять этим нормам, стереотипам и гендерным дискриминациям через активизм, то снова сталкивается с тем же, с чем борется».
Противоположные тренды наблюдаются в Интернете Узбекистана, стране, где существует жесткая цензура офлайн и онлайн, а большая часть медиаконтента состоит из государственной пропаганды. Целями идеологических атак чаще являются мусульмане, иностранные НПО, правозащитники, независимые журналисты, ЛГБТ сообщества.
«Виртуальная сеть стала орудием пропаганды», — отметил в своем докладе Сергей Наумов, медиаэксперт из Узбекистана, являющийся также региональным ассистентом Школы миротворчества и медиатехнологий в ЦА. Это стало более заметно после того, когда власти поняли всю бессмысленность блокировки сайтов, которые пользователи умело обходят, применяя современные технологии. Наумов подчеркнул, что основной частью сетевой пропаганды в Узнете являются выступления президента Ислама Каримова, которые тиражируются в больших количествах. Местные пропагандисты сфокусированы в основном на молодежи, которая является активным пользователем социальных сетей. Для того чтобы юзеры не учились на «чужих ценностях», как часто идеологи именуют западную культуру, были менее активны в Фейсбуке, в Узнете создаются альтернативные социальные медиа, которых в настоящее время уже 38. Но лишь восемь из них являются активными. К примеру, в популярной сети Muloqot зарегистрировано свыше 170 тысяч пользователей, в то время как узбекских пользователей Фейсбука зарегистрировано в три раза больше.
Справка
Школа миротворчества и медиатехнологий в Центральной Азии (SchoolofPeacemakingandMediaTechnologis in CentralAsia) организация по развитию медиа, связей с общественностью. Специализируется в исследованиях языка вражды, анализе медиасферы, тренингах для журналистов и создателей онлайн контента, в том числе и в конфликтной зоне, содействует поощрению свободы слова и выражения, обучению медиаграмотности в цифровую эпоху.