Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

По данным Министерства социального развития, в Кыргызстане за десять месяцев 2023 года зарегистрировано свыше 10 тыс. случаев домашнего насилия, из которых более 95% – насилие в отношении женщин. Однако чиновники нередко отрицают, что в Кыргызстане высокий уровень насилия в отношении женщин, заявляя, что это некая пропаганда заинтересованных лиц. Также они осуждают СМИ за публикацию негативных новостей.

К примеру, руководитель пресс-службы администрации президента Дайырбек Орунбеков, комментируя ситуацию с семейным насилием, подчеркнул, что «это политика заинтересованных сторон — постоянно повторять такие негативные случаи, выводить на обсуждение и пропагандировать это в качестве общей статистики».

При этом только в текущем году кыргызстанцы были потрясены жестоким тройным убийством женщины и ее двоих детей, преступление было совершено экс-сотрудником ГКНБ. А также историей Асель, которой бывший муж отрезал уши и нос. Регулярно становится известно о других случаях семейного насилия.

По мнению полковника милиции в отставке Александра Зеличенко, ситуацию может изменить только неотвратимость наказания. Преступник должен четко понимать: он получит наказание, предусмотренное законом, и ему от этого никуда не деться.

«Как говорится, суть наказания не в его жестокости, а в его неотвратимости. Ни одна страна в мире еще не смогла обеспечить на 100% неотвратимость наказания. Но и даже с учетом этого наша система должна работать лучше. Также все еще остаются недостатки в законодательстве. Наше общество должно выработать очень жесткие, четкие рамки отношения к семейному насилию. «Бьет — значит любит» и подобные выражения, укоренившиеся в обществе, пагубны, от них надо избавляться», — считает Зеличенко.

Эксперт считает, что насилие в отношении женщины – это серьезнейшие преступления, и правоохранители должны понять, что кража с целью вступления в брак, к примеру, сродни преступлению со взятием в заложники.

«Но когда мы показываем людям фильмы, где участковый приходит и за руку здоровается с насильником или похитителем «невесты», потом они сидят обсуждают, что делать, что люди скажут, с выражениями «семейные дела», «стерпится — слюбится», мы продолжаем формировать в обществе и среди правоохранителей определенное отношение к насилию – бездействие. Поэтому все общество должно определиться и жестко сказать: в отношении женщины недопустимо никакое насилие, ни малейшее шевеление пальца даже. Тогда и правоохранители будут чувствовать свою ответственность, и нарушения будут уменьшаться», — пояснил он.

Экс-омбудсмен Атыр Абдрахматова считает, что нужно наказывать не только за физическое насилие, но и за любое грубое слово в отношении девочек и женщин.

«Ведь все начинается с малого: оскорбил, унизил либо прижался в том же общественном транспорте или в аудитории. Затем ущипнул или шлепнул по телу, ударил, избил, изнасиловал или принудил к сексуальным действиям угрозами/обманом, а потом уже и убил», — отметила она.

Абдрахматова считает: общество наблюдает, как власти сами демонстрируют неуважение к женщинам и откровенно нарушают их права.

«Власти пытаются заставить общество молчать о насилии. Подобные высказывания я отношу к прямому указанию всем государственным органам и СМИ, финансируемым из госбюджета, или лицам, приближенным к власти, не обнародовать данные о насилии в отношении женщин, скрыть их от всех. Эти заявления и последствия от них — серьезное нарушение Конституции и международных обязательств для когда-то считавшейся развитой и демократической страны в Центральной Азии», — подчеркнула эксперт.

По мнению экс-омбудсмена, власти должны обеспечить гласность и неизбежность ответственности за все виды насилия над женщинами, а не пытаться их скрыть.

«Постоянно демонстрировать, как на словах, так и на действиях, что они не поддерживают такие укоренившиеся явления, как найти знакомых, договориться, подкупить правоохранителей, суд или потерпевшую, тем самым прекратить дело или переквалифицировать на менее тяжкое и избежать ответственности. Каждый должен понимать, что за любое нарушение прав женщины понесет соразмерное наказание. Каждая девочка, женщина должны чувствовать защиту со стороны государства и ее чиновников, а не наоборот», — заключила она.

В прошлом году перед рассмотрением в Комитете ООН по правам человека официального доклада кабинета министров о выполнении Кыргызстаном Международного пакта о гражданских и политических правах Абдрахматова подала альтернативный доклад в ООН. Суть ее обращения в ООН касалась того, что государство не обеспечило принцип неотвратимости наказания за все виды насилия в отношении женщин и детей.

Официальная статистика Генеральной прокуратуры показала тогда, что 80% дел по изнасилованию женщин прекращаются, а по данным МВД, 53% досудебных дел по изнасилованию (без разделения по возрасту) были прекращены за отсутствием состава или события преступления.

Отсутствие подхода, основанного на открытых фактах, сводят к нулю предпринимаемые действия и решения властей по искоренению всех видов насилия в отношении женщин и детей. Насилие – вид правонарушения и преступления с высоким уровнем латентности. И ее уровень в стране остается неисследованным.

https://kaktus.media/492407