Выдворенный из Кыргызстана американский журналист Умар Фарук запрашивал у адвокатов правозащитной организации «Бир Дуйно — Кыргызстан» открытую информацию. Об этом в ходе круглого стола «Кыргызстан и опасность религиозного экстремизма» в пресс-центре «ВБ» заявила эксперт в области религии Индира Асланова.
По ее словам, «Бир Дуйно» — общественная организация, следовательно, информация, которой она может поделиться, не засекреченная. «Как исследователь в области религиозного экстремизма, я могу с казать, что особой аккредитации таким, как я, не требуется. Сейчас довольно много иностранных организаций, занимающихся мониторингом экстремизма, и кейсом для них является Кыргызстан. Кроме того, существует такое понятие, как журналистское расследование. Я считаю, гражданин Америки действовал в рамках журналистского расследования. Он обращался к открытым источникам и не просил какую-либо закрытую информацию, никого не подкупал. Информация «Бир Дуйно — Кыргызстан» носила, скорее всего, отрытый характер. Однако стоит учесть и то, что в настоящий момент идет следствие и делать выводы пока еще рано», — сказала Асланова.
Напомним, Умар Фарук был задержан 25 марта при проверке документов. У него обнаружили копии уголовных дел, возбужденных в отношении недавно задержанного лидера «Хизб ут-Тахрира» и отдельных членов террористических группировок, а также DVD-диски с видеоматериалами религиозно-экстремистского и террористического характера, с призывами к джихаду и межрелигиозной розни. Правоохранителями установлено, что Фарук занимался сбором информации о религиозной ситуации на территории Ошской области без соответствующей аккредитации. Решением Ошского горсуда 28 марта Фарука признали виновным в совершении административного проступка, предусмотренного Кодексом об административной ответственности, и выдворили за пределы страны.
Спустя два дня, 27 марта Управление ГКНБ по Ошу и Ошской области провело обыск в офисе правозащитного движения «Бир Дуйно — Кыргызстан». Кроме того, силовики провели обыск в домах адвокатов организации. В ходе обыска они изъяли портативный компьютер, информационные носители, диктофоны и другие материалы, содержащие информацию по конкретным уголовным делам, по которым они осуществляли свою профессиональную деятельность, в том числе по уголовным делам в отношении сотрудников ГКНБ, проводивших обыск.