Представитель экс-президента КР Алмазбека Атамбаева просит суд выставить на торги имущество экс-депутата Жогорку Кенеша Чолпон Джакуповой и квартиру журналиста Нарына Айыпа. То, что бывший глава государства выбрал такой способ для возмещения многомиллионной компенсации, которую по решению суда ему должны выплатить ответчики, называют высшей точкой давления.
Заявление по имуществу, принадлежащему экс-депутату и журналисту, подал в Октябрьский районный суд города Бишкека Нурбек Сыдыков, представитель экс-президента КР Алмазбека Атамбаева. В этом документе он просит выставить на торги коттедж на Иссык-Куле, принадлежащий Чолпон Джакуповой, и квартиру Нарына Айыпа, чтобы вырученные деньги направить на выплату компенсаций, назначенных судом.
Ответчик по иску от экс-президента, бывший депутат Жогорку Кенеша, руководитель правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова расценивает эти действия как высшую точку давления:
— Мы уже и на круглых столах, и в суде предоставили все неопровержимые доказательства, что при вынесении решения закон нарушался множество раз, бесконечно. Все эти решения принимались в нарушение закона, в нарушение Гражданско-процессуального кодекса, в нарушение Конституции, в нарушение Закона «Об органах прокуратуры». Мы это представляли все. Но постольку поскольку мы законопослушные граждане, несмотря на все наши доводы… Ну понятно, почему несмотря на вот это все, они приняли решение полностью удовлетворить все эти иски. Мы сказали: ну хорошо, мы законопослушные граждане, мы не можем, потому что решение Верховного суда КР, оно окончательное, вступает в силу, его уже обжаловать нигде невозможно…
Мы говорим: хорошо, мы законопослушные граждане, в отличие от вас всех, раз решение Верховного суда вы вынесли в нарушение всех законов, давайте тогда мы по 50% заработной платы будем выплачивать. Но они же не пошли на это. Они теперь решили имуществом взять. То есть, это говорит о том, что изначально тактика была, не на то, чтобы, так сказать, доказать нашу вину… А это была тактика изначально продемонстрировать всем, что мы будем ломать всех и плевать мы хотели на закон. Это способ воздействия на нас, им надо психологически нас сломать и заодно продемонстрировать всем журналистам и всему обществу: «Вот мы показываем, кто хозяин в доме, что мы хотим, то и будем делать».
А по словам журналиста Нарына Айыпа, ему принадлежит только одна треть квартиры, где он проживает, и если она будет продана, то без жилья останутся его мать и другие близкие:
— Наше имущество еще до начала судебных процессов арестовали с тем, что якобы, «если мы выиграем, то получим их, пусть они будут в качестве обеспечения иска». Теперь они реализуют это и пытаются забрать жилье. Но по идее, это квартира моего отца. После того, как работал за границей, я вернулся в Бишкек и прописался в ней. Кроме меня там также прописаны моя мать, сестра — всего три человека. Теперь они хотят забрать треть этой квартиры и продать ее. Если так будут продавать, то ведь никто не купит, поэтому, скорее всего, продадут по заниженной стоимости. Думаю, не то, что треть, но и всю квартиру, видимо, заберут. А что потом будет, не знаю.
Как известно, по искам Генеральной прокуратуры, которая выступила в защиту чести и достоинства экс-президента КР Алмазбека Атамбаева, суд постановил взыскать с сайта Zanoza.kg и его учредителей в общей сложности 27 млн сомов. Из них 15 млн сомов должен выплатить непосредственно сам сайт, Нарын Айып должен 9 млн сомов, а другой соучредитель Дина Маслова — 3 млн сомов. Еще по одному иску 3 млн сомов должна выплатить директор правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова.
Когда состоится заседание по последнему заявлению пока неизвестно. Пресс-служба Верховного суда КР подтвердила, что заявление от Нурбека Сыдыкова — представителя экс-президента Алмазбека Атамбаева — поступило. Сам Нурбек Сыдыков для комментариев оказался недоступен.
Между тем суммы по исками требование бывшего президента о том, что эти компенсации должны быть выплачены ответчиками как можно скорее, по-разному воспринимается общественностью. Бывший председатель Верховного суда КР, экс-депутат Курманбек Осмонов отметил, что в законе такие процедуры не прописаны четко:
— К сожалению, у нас нет ни одного закона для определения размера моральной компенсации, методики тоже нет. А раз это не ограничено законом, то каждый требует сумму, как вздумается, и подает иск. Но даже если суды и удовлетворяют эти иски, то надо их одобрять так, чтобы «это укладывалось в голове». Ведь для простого гражданина требование выплаты 50 или 100 тысяч сомов — это большая сумма. А когда дело касается политиков, журналистов требование многомиллионных сумм, я думаю, это тоже не очень хорошо. А выплата исков единовременно или частями — все это в законах четко прописано. Суд должен принимать решение, исходя из материального положения сторон.
А правозащитник Динара Ошурахунова считает, что такие методы — подача исков на миллионные суммы и их возмещение — власть предержащие превратили в быстрый способ обогащения:
— Например, тем, кто погиб в апрельских событиях была выплачена компенсация по 1 млн сомов. А эти революцию не совершали, ничего не сделали, но оценивают свои честь и достоинство в 5 млн сомов, 10 млн сомов. И зависящие от них судьи удовлетворяют эти иски. Мне кажется, они не могут найти «дополнительные» средства в бюджете или еще откуда-то, и вот таким образом берут у своих граждан. Говорят о чести, которая неизвестно есть или нет, и хотят таким образом обогатиться. Такие вещи не укладываются ни в какие законы, ни в какие принципы. Я могу это назвать лишь узаконенным мародерством.
Ранее президент Сооронбай Жээнбеков подал иск о защите чести и достоинства на 10 млн сомов к информационному агентству 24.kg и журналисту Кабаю Карабекову. Правозащитники расценили это как продолжение пути предыдущего президента и высказали предположение, что давление на свободу слова продолжается. Но депутат Жогорку Кенеша от фракции СДПК Кожобек Рыспаев не согласен с этим:
— Подача исков в суд на миллионы сомов — это не давление на свободу слова. Это просто попытка человека защитить свои честь и достоинство. Сооронбай Шарипович и Алмазбек Шаршенович не делают же это незаконно, все делается в рамках законодательства, а они — граждане Кыргызстана. Если они подают в суд из-за того, что были задеты их честь и достоинство, а суд удовлетворяет эти иски, то решения суда должны исполняться. Если не взыскивать такие большие суммы в качестве моральной компенсации, то некоторые журналисты пишут, что хотят — о человеке, задевают его честь и достоинство. А называть все подряд свободой слова не стоит.
Местные и международные правозащитные организации выражают беспокойство по поводу вердиктов, которые были вынесены в отношении сайта «Заноза» и его журналистов. На круглом столе в Бишкеке 12 января ряд правозащитников и политиков назвали ситуацию со свободой слова в Кыргызстане «плачевной».
В отчетах правовой клиники «Адилет» и «Института Медиа Полиси» сказано, что за последние шесть лет от депутатов, чиновников во власти, руководителей госструктур и Генеральной прокуратуры было подано в общей сложности 25 исков к СМИ и журналистам. Общая сумма компенсаций, затребованных по этим заявлениям, составила около 80 млн сомов.
https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzsta_media_court/28979990.html