Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Снова затягивается уголовное дело, возбужденное на русского журналиста В.Фарафонова. Его обвинили в опубликовании статей, разжигающих межнациональную рознь, следователь просил суд вынести приговор о лишении его свободы на 8 лет. Между тем известная российская партия заявила о его поддержке и запугивает: “Если русского журналиста посадят в колонию, тогда мы потребуем изгнать из России кыргызских мигрантов”. Мы задали вопросы по делу Фарафонова одной из известных медиа-экспертов республики – Эльмире Токтогуловой.

— Российский политик В.Жириновский требует отпустить на свободу журналиста В.Фарафонова. Он заявил, что если В.Фарафонова лишат свободы, то потребует незамедлительного изгнания кыргызских мигрантов из России. Как это должно воспринимать руководство Кыргызстана? Не повлияет ли данное заявление на судебный процесс?

— Мое мнение, что этот шаг российской партии – из области самопромоушена. Угроза выдворить из России кыргызских мирантов – прямое давление на кыргызские власти и суд. Прямая аналогия с судом над российскими летчиками в Таджикистане, когда вслед за обвинительным приговором последовало решение о выдворении таджикских мигрантов, решение суда было пересмотрено и летчиков освободили. О каком независимом суде может идти речь, когда в дело вступает политика? Справедливое решение – не то, которое нравится одной партии или политику, а то, которое принято в соответствии с законом того или иного государства.

Есть любопытный момент – Фарафонов в своих материалах очень часто негативно отзывается о кыргызских национал-патриотах, а его самого защищает патрия с таким же имиджем, но только в России. В Кыргызстане национал-патриотизм в обществе и во власти – плохо, а то же самое в другой стране – нормально? По логике, Фарафонов должен отказаться от помощи ЛДПР, так как – он же против национал-патриотизма. Почему он, призывая власти Кыргызстана не делить народ по национальному признаку, пишет о “факте откровенного, бьющего наотмашь ханжества киргизского правосудия по отношению к русскому журналисту”? Ведь его обвиняют не за его национальную принадлежность.

Это дело должно быть доведено до логического конца – мы должны понять эту норму закона, как она работает? Мы должны понять, что есть разжигание национальной розни через публикации? Если норма не сработает, то мы должны сделать выводы – почему?

— Говорят, написанные им статьи приводят к ухудшению межнациональных отношений. Как вы думаете, насколько обоснованы обвинения, предъявляемые русскому журналисту?

— Думаю, что сегодня дело Фарафонова – это очень большой микс из политических сценариев, непрофессинализма обвинения и экспертных оценок, отсутствия прецедентов по такого рода делам, постиюнского синдрома в Кыргызстане, постимперского синдрома у некоторых политиков. Сюда же можно отнести и решение властей о блокировке ряда сайтов. Я против оголтелого национализма, против нацизма, шовинизма, кто бы не был автором таких опусов. Я читала материалы Фарафонова – надо сразу отделить: это не журналистика, это мнение, и факты используются лишь те, которые подтверждают это мнение, либо очень вольно интерпретируются. Есть немало трезвых мыслей, но его критика съезжает на национальные корни, традиции, кочевническое прошлое кыргызов – и это рушит рациональность некоторых его идей. Я не представляю, чтобы трезвая критика в адрес, к примеру, российских чиновников базировалась на том, что когда-то славяне прыгали через костры, собирали коренья и упивались медовухой, и поэтому в стране все так плохо.

Но я также против избирательного подхода правоохранительных органов при применении закона к нарушителям. Ответственность должен нести каждый нарушивший закон, и органы правопорядка должны быть профессинальны, соблюдать принцип равенства каждого перед законом, и они в первую очередь сами должны соблюдать все законные процедуры.

Есть еще проблема – отсутствие подобных дел в практике. Статья 299 УК КР, которая вменяется Фарафрнову говорит о возбуждении национальной вражды. Как определить, что прочитав статью, читатель почувствовал ненависть к другой нации? Как это доказать? С другой стороны, вспомните слова Бенито Муссолини: “Я не создал фашизм, я извлек его из умов итальянцев”. Это опасно. И публикации, сбрасываемые через любые каналы распространения информации, способны очень посодействовать в этом.

— А в целом каково ваше мнение об освещении журналистикой Кыргызстана межнациональных отношений?

— В целом в наших СМИ есть огромные проблемы с качеством информации, и в том числе той, что касается отношений между нациями. Есть националистическая риторика у политиков, есть решения или бездействие властей, которые усугубляют конфликт между этническими группами. И СМИ отражение состояния общества. Я была в жюри конкурса статей на эту тему, и из почти 50-60 статей я могла бы только 2-3 назвать более менее хорошими, интересными, сбалансированными.

— Какой урок должны извлечь издания в Кыргызстане из дела Фарафонова? В частности, мы ведь все свидетели, что в кыргызских газетах публикуются материалы провокационного характера, толкающие к межнациональному конфликту?

— Главное, чтобы в итоге у всех было ясное понимание этого дела – это был чисто юридический прецедент, или это был политический спектакль? И уроки будут сделаны соотвествующие.

Источник: газета «Майдан.kg» № 18 от 20.06.2012 / стр. 3