Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Джон Поммершайм.

В Кыргызстан прибыл заместитель помощника госсекретаря США по делам Центральной и Южной Азии Джон Марк Поммершайм. Он прибыл в Бишкек для участия в очередных ежегодных двусторонних консультациях между Кыргызстаном и США.

Джон Поммершайм ответил на вопросы редакции Kaktus.media.

— Если сравнить ситуацию с правами человека и свободами в странах Центральной Азии, то за последние 3-5 лет в какой стране ситуация ухудшилась, а где улучшилась? В чем конкретно?

— Вероятно, будет лучше, если я отвечу на этот вопрос с фокусом на Кыргызскую Республику. Я нахожусь здесь для проведения ежегодных двусторонних консультаций с правительством. 22 апреля у нас состоялись эти ежегодные консультации с участием представителей всего кабмина, всех ведомств. Были также представители Белого дома США, ЮСАИД и других организаций.

Должен сказать, что я занимаюсь вопросами Центральной Азии на протяжении многих лет. И Кыргызская Республика всегда выделялась тем, что здесь присутствует свободная среда для СМИ, здесь очень активное гражданское общество.

Однако должен отметить — и мы об этом говорили и говорим открыто, как публично, так и в частном порядке, — что мы наблюдаем беспокоящие тенденции в Кыргызстане относительно свободы СМИ и других фундаментальных свобод, в частности свободы слова.

И на консультациях, которые у нас были 22 апреля, мы также поднимали вопрос о законе об иностранных представителях, о законопроекте о СМИ. Мы также знаем, что были рейды против журналистов, судебные иски. Мы считаем, что все это ослабляет демократические институты в Кыргызской Республике.

— То есть вы обсуждали эти вопросы на этих двусторонних встречах с нашим кабмином?

— Мы поднимали эти вопрос публично и в частном порядке. Подчеркивали важность улучшения, а не уничтожения демократических институтов, таких как независимые медиа, гражданское общество. У США широкие и глубокие отношения с Кыргызской Республикой. Большинство людей в Вашингтоне и в целом в Соединенных Штатах дорожат этими отношениями.

Мы верим, что в наших общих интересах поддержать эффективное демократическое руководство и гражданское общество, поскольку это обеспечивает мир и стабильность.

И поэтому наша цель — продолжить сотрудничество с Кыргызской Республикой.

Так что, отвечая коротко: да, мы обсуждали этот вопрос.

— Во время этой встречи шла ли речь о возобновлении соглашения между правительством Кыргызской Республики и США? Того самого соглашения, которое было денонсировано еще при президенте Атамбаеве. Соединенные Штаты несколько лет назад заявляли о готовности продолжить переговоры по новому соглашению.

— Мы готовы подписать соглашение, когда Кыргызская Республика будет к этому готова.

Если соглашение будет подписано, то оно откроет новые возможности для сотрудничества в приоритетных сферах, таких как охрана окружающей среды, обучение английскому языку, расширение креативной экономики, поддержка зеленой экономики, межличностные связи.

Однако подобное соглашение не является единственной возможностью для сотрудничества в этих сферах. Мы и сейчас реализуем эти проекты. У нас есть другие механизмы, чтобы продолжать выстраивать отношения. И двусторонняя консультация, которую мы провели, это один из таких механизмов.

Но повторю еще раз: мы готовы подписать соглашение о сотрудничестве с Кыргызской Республикой.

— Нас, граждан Кыргызстана, беспокоят вторичные банковские санкции, что это так или иначе отразится на нашем финансовом секторе. Как выбираются организации, которые должны быть подвержены вторичным санкциям? Может ли организация не знать о том, что она попала под вторичные санкции?

— Санкции Соединенных Штатов — это попытка заблокировать доступ российской военной машины к товарам и финансам для ведения войны в Украине.

Мы очень хорошо взаимодействуем с правительством Кыргызстана по вопросам санкций.

И когда мы видим, что компании и предприятия Кыргызской Республики могут нарушить санкционный режим, мы делимся этой информацией с правительством Кыргызской Республики.

Но вы говорите именно о банковском секторе. И здесь я бы хотел упомянуть платежную систему «Мир», которую Россия использовала, чтобы восстановить уже разорванные связи с мировой финансовой системой. И мы неоднократно говорили своим партнерам, в том числе Кыргызской Республике, о рисках, связанных с использованием этой платежной системы. И приветствуем ту работу, которая уже сделана Кыргызстаном в этом направлении. Мы также высоко ценим действия, предпринятые Межбанковским процессинговым центром. Такая работа делает финансовые институты Кыргызской Республики более привлекательными для американских и международных банков с точки зрения установления отношений, поскольку любые банки смотрят на санкционные риски.

— То есть Кыргызстан прислушивается к тем рекомендациям, которые дают международные организации, посещавшие Кыргызстан?

— Вы абсолютно правы. Множество делегаций посетили Кыргызстан. Как раз на этой неделе у нас состоялся еще один разговор по этом вопросу. Мы хотим быть проактивными в общении с правительством Кыргызстана. И мы информируем власти Кыргызстана по всем вопросам, касающимся санкций. Например, в феврале мы проводили встречу здесь, в Бишкеке, и мы поделились информацией о санкционной политике и о ее воздействии на бизнес-среду. Мы проводим обучение и брифинги для заинтересованных сторон, как со стороны правительства, так и со стороны частного сектора.

— Ранее представители медиасообщества и гражданского общества Кыргызстана выступили с обращением к посольствам, в том числе Соединенных Штатов Америки, с просьбой не выдавать визы инициатору поправок в закон об НКО. Было ли услышано это обращение? Возможны ли такие персональные санкции? В каких случаях они вводятся? И может ли быть такое, что человек не знает о том, что против него используется такая санкция?

— Я встречался с представителями гражданского сектора, где также говорилось о запрете на выдачу виз чиновникам, занимающимся недемократической практикой.

И тот конкретный инструмент, который, возможно, имеете в виду, — это раздел 212A3C Закона США об иммиграции и гражданстве. Иногда это называют органом по запрету виз 3C.

И вот этот закон позволяет администрации США вводить ограничения на выдачу виз для въезда в Соединенные Штаты Америки для определенных лиц, если их въезд может иметь потенциально серьезные негативные последствия для внешней политики.

И администрация США использовала данные полномочия уже в нескольких странах за последние несколько лет. Но по закону правительство США не имеет права оглашать имена конкретных лиц, к которым, согласно данному пункту 3C, был применен запрет на выдачу виз. Поэтому эти лица, а иногда и члены их семей, узнают о том, что они не могут въехать в США, только когда подадут документы на получение или обновление визы в США.

Мы продолжаем смотреть на ситуацию с соблюдением прав человека по всему миру, включая Кыргызстан. Я упомянул некоторые тренды, которые мы расцениваем как негативные. Но я не хочу строить предположения о том, что может быть сделано или не сделано в будущем. Я бы просто отметил, что у нас есть общие, в том числе демократические ценности, которые создали базу для очень крепких отношений между США и Кыргызстаном.

Поэтому мы беспокоимся о тех действиях, которые негативно влияют на свободную прессу, на гражданское общество и которые неоднозначно влияют на наши отношения.

— Закон об НКО уже принят. Как изменится политика работы грантовых организаций с НКО-сектором и кабмином?

— Я могу говорить только за правительство США. Как я отмечал ранее, у нас очень глубокие отношения с Кыргызстаном. Мы разговаривали с представителями МИД Кыргызстана и сказали, что готовы к продолжению программ, которые приносят пользу народу Кыргызстана. Но мы беспокоимся, что данный закон может оказать влияние на это сотрудничество, потому что большинство программ, с помощью которых мы оказываем помощь Кыргызстану, реализованы через НКО.

И все будет зависеть от того, как этот закон будет применяться. Так что если НКО будут способны работать свободно, то ничего не изменится в наших взаимоотношениях. Если НКО не смогут работать свободно, то программы поддержки со стороны США также могут быть ограничены. Среди таких программ — помощь в обеспечении школьников горячими обедами, в печатании детской литературы, в обеспечении больниц оборудованием, помощь в лечении опасных заболеваний, помощь фермерам в увеличении экспорта сельскохозяйственной продукции, переход к устойчивой экономике…

Поэтому мы посоветовали прислушаться к гражданам Кыргызской Республики по поводу того, как этот закон может быть применен. Чтобы он позволил организациям гражданского общества продолжать свою важную работу, которая напрямую приносит пользу народу Кыргызской Республики.

https://kaktus.media/499988