Известному антикоррупционными расследованиями журналисту из Кыргызстана Болоту Темирову вручат в следующем месяце в Нью-Йорке премию Комитета по защите журналистов. Вынужденно живущий в Европе Темиров признаётся, что это тяжелая для него награда и напоминание о крайне сложной ситуации со свободой слова на родине. На этой неделе суд в Бишкеке признал материалы его проектов «экстремистскими», как и деятельность Темирова. Закручивание гаек Бишкеком и подавление гражданских прав ударило также по его семье: жена Темирова, тоже журналист, находится в тюрьме по обвинениям, которые правозащитники называют сфабрикованными.
«СООБЩЕНИЕ МИРУ О ТОМ, ЧТО В КЫРГЫЗСТАНЕ ПРЕСЛЕДУЮТ ЖУРНАЛИСТОВ»
В сентябре Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Journalists, CPJ) объявил лауреатов Международной премии за свободу прессы, среди которых — Болот Темиров, основатель YouTube-канала Temirov LIVE и проекта «Айт айт десе».
Месяц спустя суд на родине Темирова, в Бишкеке, назвал материалы его медиа «экстремистскими». К таковым были отнесены также публикации другого независимого расследовательского ресурса, «Клооп». Судебный процесс, который по сути приравнял журналистов к «экстремистам», проходил за закрытыми дверями и в отсутствие представителей медиа.
— Журналистика — не преступление, — говорит Болот Темиров, который убежден в том, что в его материалах «нет даже намеков на экстремизм».
На сцену 20 ноября в Нью-Йорке, когда состоится вручение премии, поднимется человек, деятельность которого в Кыргызстане названа «экстремистской». Международная же организация CPJ отмечает Темирова как ведущего антикоррупционного журналиста Центральной Азии, работающего в изгнании.
— Я не особо обрадовался этой награде, её тяжело получать. Комитет защиты журналистов отмечает журналистов, подвергшихся гонениям. Это сообщение миру о том, что в Кыргызстане власти преследуют журналистов. Лично для меня это тяжёлая награда. Она напоминает мне о переживаемом, — говорит Темиров в интервью Казахской редакции Радио Свободная Европа/Радио Свобода (Азаттык).
Болот Темиров обрел широкую известность как журналист-фактчекер. С 2018 по 2021 годы он возглавлял Factcheck.kg. Его расследования о коррупции, включая материалы о семье экс-замглавы таможни Кыргызстана Райымбека Матраимова, вызвали широкий общественный резонанс. Публикации пролили свет на масштабы хищений на кыргызско-китайской границе и схемы обогащения высокопоставленного таможенника и его приближенных.
В 2021 году Темиров получил премию посольства США за борьбу с коррупцией. Его работа сопровождалась препятствиями: в январе 2020 года журналиста избили неизвестные, в 2021 году он обнаружил прослушку в офисе и скрытые камеры дома. В январе 2022 года в офисе и доме Темирова прошли обыски. Его задержали по обвинению в хранении наркотиков, которые он назвал сфабрикованными.
По пункту о хранении запрещенных веществ Темирова оправдали. Но уже осенью 2022 года он был фактически лишен гражданства Кыргызстана и выдворен из страны. Суд посчитал, что он получил паспорт по поддельному военному билету. Документ был аннулирован, сотрудники милиции силой увезли его из суда прямиком в бишкекский аэропорт и посадили на рейс в Россию.
Президент Садыр Жапаров, комментируя уголовное дело против расследователя в 2022 году, заявлял, что Темиров должен отвечать перед законом «наравне» с другими. Он сказал, дело стало резонансным только из-за того, что под следствием оказался журналист.
«ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДЕЛО». О ПРЕСЛЕДОВАНИИ ЖУРНАЛИСТОВ TEMIROV LIVE
Директором Temirov LIVE после депортации его основателя стала супруга Темирова Махабат Тажибек кызы, тоже журналист. Но возглавляла редакцию она менее двух лет.
Ранним утром 16 января 2024 года силовики нагрянули с обысками к 11 действующим и бывшим сотрудникам Temirov LIVE. В числе задержанных была и Тажибек кызы. Журналистам вменили «призывы к массовым беспорядкам».
— Сообщение о том, что журналистов задержали в 6 утра и арестовали, тяжело воспринял не только я, но и журналисты по всему миру. Оснований для задержания не было, арест был незаконный. Все, кто видел документы и материалы дела, говорят, что дело политическое, безосновательное, сфабрикованное. Кроме того, эти аресты стали сигналом со стороны властей для журналистов в Кыргызстане: если вы будете проводить расследования и поднимать острые вопросы, вас задержат, как этих 11 журналистов, — отмечает Темиров.
Суд приговорил Махабат Тажибек кызы к шести одам лишения свободы. На пять лет был осужден Азамат Ишенбеков. Пять лет с трехлетним пробационным надзором получили Айке Бейшекеева и Актилек Капаров. Остальных семерых подсудимых оправдали.
В феврале 2025 года Верховный суд Кыргызстана утвердил приговоры Тажибек кызы, Ишенбекова, Бейшекеевой (Капаров не стал оспаривать судебное решение).
Эксперты и правозащитники считают, что судебный процесс сопровождался серьезными нарушениями. Они отмечают, что Бишкек использует широкие формулировки уголовного кодекса для подавления критических голосов и уничтожения независимой журналистики в стране.
Власти, в свою очередь, заявляют, что меры приняты в рамках закона и направлены не против журналистики как таковой, а против отдельных публикаций, выходивших за рамки дозволенного.
Темиров рассказывает, что первым вопросом, который задавали его коллегам при задержании, было: «Где Болот Темиров?» По его словам, следователи давили на его жену:
— Когда задержали Махабат [Тажибек кызы], следователь угрожал отобрать у неё сына, если она не прекратит работать, не признает вину и откажется поливать меня грязью. Решение суда стало первым актом исполнения угрозы — суд решил передать сына в органы опеки по месту проживания. Пока сын живёт у бабушки. Мы с ним на связи. Для семьи это очень тяжёлое время.
Органы опеки, подчеркивает Темиров, могут забрать его ребенка у бабушки под каким-либо предлогом. «Он в заложниках, прямо как у террористов», — отмечает журналист.
«НЕ ОТСТУПЛЮ ОТ ПРИНЦИПОВ». О ПРОФЕССИИ В СЕГОДНЯШНИХ РЕАЛИЯХ
Несмотря на то, что Болот Темиров находится вдалеке от семьи и не знает, что произойдет дальше с его женой и сыном, он продолжает свою деятельность, публикует материалы на Temirov LIVE. И, по его словам, Махабат его в этом поддерживает.
— В правовом государстве не должно быть таких гонений, которым подвергаемся мы, — убежден Темиров. — То, что происходит с нами, может случиться с каждым кыргызстанцем. В своём последнем слове в суде Махабат обратилась к сыну: «Мы продолжаем свою работу ради таких детей, как ты». Речь о будущем государства, народа. Если мы прекратим свою работу, это будет означать, что мы согласны с тем, что делают власти. Это будет признаком того, что мы одобряем эту власть. Но мы не пойдём на это. Потому что на кону — будущее Кыргызстана.
Болот Темиров подчеркивает внимание международного сообщества к ситуации с прессой в Кыргызстане. Темиров полагает, что присужденная ему награда — «попытка авторитетных международных организаций обратить внимание мира эту проблему».
Ситуация со свободой слова в стране остаётся сложной. Несмотря на многочисленные призывы международных организаций освободить осужденных журналистов и прекратить их преследование, приговоры оставлены в силе.
CPJ после недавнего решения суда в Бишкеке, признавшего «экстремистскими» материалы расследовательских проектов, призвал власти Кыргызстана отменить судебное постановление.
«Признание Кыргызстаном расследовательских изданий «Клооп» и Temirov Live, а также их основателей Болота Темирова и Рината Тухватшина «экстремистами» является шокирующей и отчаянной попыткой подавить антикоррупционные расследования, касающиеся высших эшелонов власти страны, — заявила координатор программы CPJ по Европе и Центральной Азии Гульноза Саид. — Это беспрецедентное решение показывает, насколько Кыргызстан под руководством президента Жапарова отошёл от своего прежнего статуса страны с высоким рейтингом свободы прессы».
В этом году Кыргызстан опустился сразу на 24 строчки в рейтинге свободы прессы, который составляет прессозащитная организация «Репортёры без границ». Страна расположилась на 144-м месте, тогда как в 2024-м была на 120-й позиции.
За последние годы Бишкек принял целый ряд законов, ограничивающих работу журналистов, гражданских активистов и независимых платформ — от законов о «фейках» до инициатив по контролю за иностранным финансированием. В августе Жапаров подписал новый закон «О СМИ», который журналисты назвали репрессивным и перечеркивающим достижения Кыргызстана. Он приравнивает сетевые издания к средствам массовой информации и обязывает СМИ пройти перерегистрацию. Правозащитники опасаются, что через сито перерегистрации пройдут не все.
Болот Темиров говорит, что несмотря ни на что продолжит заниматься журналистикой — делом, которому он посвятил сознательную жизнь.
— Я давно принял для себя решение, что не отступлю от своих принципов, — подчеркивает он. — И никогда не отступал.
