Суд оставил без рассмотрения иск директора школы-интерната для умственно отсталых детей в Таласе против нас. Но проблемы, о которых мы писали остаются…
Голос свободы, Бишкек
Такое решение 17 апреля 2017 года приняла судья Первомайского районного суда Бишкека Кундус Исаева по иску Кенжалы Орозалиева, директора Вспомогательной школы-интерната в селе Кум-Арык Таласской области. Свой ущерб в результате публикации статьи “История школы-интерната в Таласе: Долгожданная победа, но это еще не конец» в нашем портале, он оценил в 600 тысяч сомов (более $8 500 по нынешнему курсу).
В статье речь идет о решении Верховного суда Кыргызской Республики, который восстановил в должности учительницу школы-интерната, которую Кенжалы Орозалиев уволил в 2012 году.
На первом заседании суда 6 апреля 2017 года судья оставила иск без движения и дала истцу срок в 10 дней, чтобы он подготовил свое заявление в соответствии с требованиями законодательства. Адвокат Орозалиева был предупрежден, что если к этому сроку истец не предоставит иск, составленный надлежащим образом, он будет оставлен без рассмотрения.
В назначенный день 17 апреля, ни адвокат истца, ни он сам не явились в суд…
Надо сказать, что это не первый иск Кенжалы Орозалиева, директора Вспомогательной школы-интерната в селе Кум-Арык Таласской области против портала “Голос свободы” и наших журналистов. На нас он подавал несколько исков в Таласский городской и районные суды, хотя по подсудности истец должен был обратиться в Первомайский районный суд Бишкека, по месту нахождения ответчика, то есть, нас.
Наконец, в этом году Орозалиев обратился в Первомайский районный суд. Интересы портала в суде защищала юрист «Института Медиа Полиси” Алтынай Исаева, которая попросила суд оставить иск без рассмотрения в связи с ненадлежащим составлением иска. В частности вопреки требованиям закона, иск был написан на государственном (кыргызском) языке, хотя оспариваемая статья была опубликована на официальном (русском) языке. Из-за этого истец допустил вольный перевод фраз из статьи, которые ему не понравились.
Немного истории
Впервые про интернат мы написали в 2013 году, когда к нам обратились бывшие педагоги интерната, которые обвиняли директора интерната в гонениях и незаконном увольнении. Судебные разбирательства по этому делу тянулись с 2012 года и, как мы писали ранее, после четырехлетней судебной тяжбы, в декабре 2016 года Верховный суд Кыргызской Республики вынес решение в пользу одной из учительниц интерната Нурзат Качкыновой.
В ходе подготовки материала по жалобам учителей, нам пожаловались некоторые родители, которые утверждали, что их умственно здоровых детей обманным путем завлекли в этот интернат, где воспитываются дети с различными, в том числе, очень серьезными нарушениями интеллекта. Когда родители, узнав об этом, хотели забрать детей в обычную школу, им не возвращали собственных детей, а потом – их документов, из-за чего дети оставались не вовлеченными в образовательный процесс.
В частности это происходило из-за того, что работа Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК), которая определял судьбу детей, организовывалась при интернате. То есть, конфликт интересов было налицо. Иначе говоря, ПМПК выдавала заключение об умственной отсталости детей, после чего их принимали в интернат. Потом эти заключения некоторые родители оспаривали.
Наши сомнения вызывает и количество детей в интернате. Хотя руководство интерната в разное время утверждало, что там находятся от 80 до 130 детей, при посещении учреждения мы видели там всего около 30-40 детей. Вопрос об этом Орозалиев воспринимает болезненно, обвиняет нас, что мы не хотим видеть успехи интерната и лишь ищем там негатив.
Наши обращения в различные инстанции тоже пока не дают результатов. Даже после официального обращения в профильный комитет Жогорку Кенеша и Министерство образования нам не удалось получить данные о точном количестве детей в интернате. Мы готовим заявление в суд, чтобы Минобразования дало информацию по нашему запросу.
Правда, обращения родителей и юристов, уволенных учителей и, возможно, наши публикации и обращения в инстанции дали результат в том плане, что в 2016 году власти открыли ПМПК в каждом районе и областном центре Таласской области. До этого родители, оспаривающие заключение единственного в области ПМПК, работавшей при интернате, вынуждены были ездить в республиканскую ПМПК в городе Бишкек за 400 километров.
Все эти годы Кенжалы Орозалиев отрицает факты попадания здоровых детей в интернат и подает иски против портала “Голос свободы” в Таласские районный и городской суды.
Правда, судится Кенжалы Орозалиев не только с журналистами. В настоящее время на рассмотрении различных инстанций судов Таласской области находятся по нашим данным более двадцати дел, где одной из стороной выступает Кенжалы Орозалиев. Среди ответчиков по его иску – местный адвокат Марина Эдигеева, которая защищает в судах интересы уволенных педагогов, сами педагоги и другие.
Эдигеева также представляет в суде интересы Н., одной из девочек, которая, будучи умственно здоровой, вместе с сестрой оказались в интернате. После смерти их папы, мать девочек уехала на заработки в Казахстан, сдав дочерей в интернат. Узнав о специализации интерната, мать вернула дочерей в обычную школу, но их документы удалось получить назад лишь в октябре 2016 года.
Из-за отсутствия документов, в школе девочки числились все это время как “слушатели”. Также из-за пропусков уроков, в обычной школе их “посадили” на класс ниже.
Голос свободы, Бишкек
Фото с архива портала