В 2012 году ОФ Северо-Казахстанский «Правовой медиа-центр» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан разработал базу получателей государственного заказа СМИ. На данный момент база является единственным ресурсом, где можно найти информацию о выделенных средствах на проведение информационной политики Казахстана.
Способствует ли система развитию медиа-рынка, насколько эффективно тратятся бюджетные деньги, как происходит мониторинг и оценка реализуемых проектов? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в интервью эксперта фонда Сорос Казахстан Айнель Кайназаровой с Дианой Окремовой, директором Северо-Казахстанский ОФ «Правовой медиа-центр».
Айнель Кайназарова (А. К.): Диана, расскажите, пожалуйста, как и когда появилась идея создания базы государственного заказа СМИ?
Диана Окремова (Д. О.): Идея создания базы по государственному заказу СМИ появилась очень давно — еще когда я работала редактором региональной газеты, которая, надо сказать, госзаказ не получала и не получает. Я изнутри видела все те проблемы, с которыми сталкиваются издания, которые в наших условиях вынуждены жить самостоятельно, искать рекламу и заботиться о контенте. Когда я перешла в сектор НПО, то начала лоббировать данный вопрос. Надо сказать, что многие донорские организации отказывались поддерживать данную инициативу. К сожалению, все, что касается бюджетных денег, является темой табу для многих организаций.
Наш первый проект с Фондом Сорос-Казахстан был против принудительной подписки. Принудительная подписка рождается от государственных изданий, за которые мы вначале платим налоги, а потом на них же принудительно подписываемся. Выходит своего рода двойное налогообложение. В рамках проекта мы хотели сделать эти случаи гласными. Как правило, люди обычно под страхом увольнения, выговоров, не говорят об этом. В рамках проекта мы достигли определенных успехов, люди начали говорить об этом, отказываться от принудительной подписки.
Затем благодаря поддержке Фонда Сорос-Казахстан появился проект по созданию базы государственного заказа СМИ. Это был очень трудный и долгий процесс, да и информация о финансировании была практически закрытой.
Для информации: На сегодняшний день в Казахстане действует около 2700 единиц СМИ, из них 90 % — составляют газеты (1619) и журналы (808), 9,5 % — электронные СМИ (63 телекомпании, 42 радиокомпании, 146 операторов кабельного телевидения и 6 — спутникового вещания) и 0,5 % — информационные агентства (11) (Википедия). 95% СМИ живут за счет государственного заказа.
А. К.: Давайте подробнее поговорим о самой базе: как часто она обновляется, какие данные можно там посмотреть?
Д. О.: База (http://lmc.kz/baza.html) работает с 2012 года, но информацию о госзаказе СМИ можно найти с 2008 года. С 2013 года база является полной — здесь учтены все выделенные деньги на проведение государственной политики. База обновляется один раз в год, и тут можно найти всю информацию по Казахстану: посмотреть информацию по лотам, СМИ, по их типам и т. д. В Казахстане финансирование идет двумя способами: 90% прямым государственным финансированием (по государственному заданию), остальные 10% — это конкурсы и тендеры, объявляемые профильным министерством и акиматами. Ежегодно из государственной казны на проведение информационной политики выделяется около 42 млрд. тенге. Пик финансирования был в 2015 году; на 2016 год, несмотря на кризис, значительных сокращений нет. Если информацию о тендерах и конкурсах можно найти в открытом доступе, то информацию по государственному заданию найти практически невозможно. Хотя по закону все получатели госзаказа должны всю информацию выставлять на своем сайте.
Информацию о выделенных средствах на проведение государственной информационной политики приходится искать по-разному: на просторах интернета, писать письма в СМИ, акиматы и министерства. Вот только недавно министерство финансов впервые дало нам нормальный ответ с разбивками по годам и суммам.
А. К.: Какие проблемы и недочеты были обнаружены в процессе подготовки базы и мониторинга СМИ? В целом, как, по-вашему, можно улучшить данную систему?
Д. О.: В процессе подготовки данной базы мы хотели понять, способствует ли существующая система развитию медиа-рынка, насколько эффективно тратятся бюджетные деньги, как происходит мониторинг и оценка реализуемых проектов. Ответы на все эти и другие вопросы были удручающие.
Говорят, что госзаказ направлен на развитие медиарынка, но на самом деле все происходит абсолютно наоборот. Когда одни СМИ получают госзаказ, а другие нет — это порождает деформированный рынок, который не может нормально развиваться в конкурентных условиях. СМИ на госзаказе имеют гарантированную подписку, зачастую принудительную, также имеют возможность снижать цены на рекламу. У независимых изданий таких привилегий нет. В таких условиях, естественно, никакого развития медиарынка не происходит.
Еще есть проблемы с тем, как эти деньги распределяются. Все процедуры проходят по закону о госзакупках и продаются как обычные вещи, например, как огурцы или тапочки. То есть, при выдаче того или иного госзаказа просто смотрят на минимальную цену. Но опять, же журналистский труд нельзя продавать как огурцы. Это надо делать как-то по-другому, ориентироваться на качество материалов.
В целом, мы предлагаем вкладывать деньги не в конкретное издание, а в целом в сферу, способствовать снижению цен на типографские расходы или услуги казпочты, делать публичные отчеты по выделенным деньгам, помечать материалы, выпущенные со средств госзаказа специальным маркером. Это скорее нужно для того, чтобы дисциплинировать самих журналистов. Так журналисты научатся публиковать качественный материал, а не пытаться просто заполнять квадратные метры.
А. К.: Диана, вы уже пятый год проводите мониторинг госзаказа СМИ. Есть ли определенные изменения в данном направлении?
Д. О.: Если в начале министерство нас не совсем жаловало, то сейчас ситуация немного улучшилась. Они приходят на наши мероприятия, сами пытаются инициировать встречи, спрашивают наше мнение. Однако до сих пор отсутствует единый стандарт публикации бюджетной информации. Не все госорганы публикуют информацию о выделенных средствах, многие ссылаются на сайт государственного закупа. Но там тоже достаточно сложно найти информацию.
Также остается открытым вопрос по формированию лотов. На сегодняшний день лоты формируются в профильном министерстве совместно c администрацией президента и министерством финансов. Мы много раз спрашивали, на основании чего они формируют тот или иной лот, и каждый раз получали ответ, что на основании средней рекламной стоимости. Это очень большие деньги! По нашим расчетам за эти деньги можно покрыть круглосуточное вещание 17 телеканалов!
А. К.: А как должна данная система работать в идеале? Можете поделиться своим видением?
Д. О.: В идеале вообще не должно быть госзаказа. Госзаказ не нужен, так как газета должна быть самоокупаемой, а сама сфера должна развиваться по закону бизнеса. Дотации уничтожают конкурентную среду, вредят рынку СМИ, порождают коррупцию.
Я согласна, что госзаказ нужен для того, чтобы публиковать законы, законодательные акты, поправки в Законы РК, а также освещать различные политические мероприятия. Но для этого достаточно поддержать одну-две государственные газеты республиканского масштаба. Но все остальные СМИ должны работать по условиям рынка, то есть, сражаться за рекламодателя. Ведь где есть конкуренция, там есть стимул быть интересным и развиваться.
А. К.: Над какими еще проектами совместно с нашим Фондом вы работаете?
Д. О.: На данный момент мы планируем реализовать проект, направленный на улучшение доступа к бюджетной информации и на повышение интереса общества к этим данным. Почему-то налогоплательщики Казахстана в основном очень равнодушно относятся к тому, как государство тратит их кровные деньги. Мы надеемся, что проект станет стимулом для блогеров, гражданских журналистов проводить больше расследований в сфере бюджетных трат и госзакупок.
А. К.: Диана, спасибо большое! Желаем дальнейших успехов.
Источник: http://ru.soros.kz/press_center/experts/Diana_Okremova