В последнее время многие родители сетуют, что их дети не выходят на улицу, даже во время школьных каникул. А если и выходят, то все равно не расстаются со своими смартфонами.
Как помочь подростку найти общий язык со сверстниками и заинтересовать его пребыванием на свежем воздухе? Об этом 24.kg рассказала заведующая отделением медико-психологической помощи несовершеннолетним Республиканского центра психиатрии и наркологии (РЦПН) Тинатин Сагымбаева.
— Дети не выходят во двор. Является ли это проблемой?
— Да, это может быть проблемой. Недостаток физической активности и времени на улице может негативно сказаться на физическом и психическом здоровье подростков. Нарушение баланса между онлайн- и офлайн-активностями может влиять на их социальное и эмоциональное благополучие.
— Что стоит за нежеланием выходить за пределы комфортной среды?
— Это может быть признаком социальной напряженности, депрессии, низкой самооценки или страха перед новым опытом.
— Можно ли списать такое поведение только на пубертат?
— Поведение, связанное с избеганием социальных ситуаций или нежеланием выходить за пределы комфортной зоны, не всегда можно однозначно списать только на период пубертата. Возможно, эти проявления связаны с различными факторами, такими как индивидуальные черты характера, семейная обстановка, переживаемые стрессы или наличие психологических проблем.
Пубертатный период, конечно, может влиять на эмоциональное состояние подростков, но, если такие поведенческие проявления слишком выражены или длительны, может быть полезно обратиться к психологу или психиатру, чтобы оценить возможные причины и предоставить поддержку.
— Стоит ли насильно отправлять на улицу? Или это приведет к каким-то новым проблемам, особенно, учитывая небезопасную среду?
— Наставлять детей поиграть на улице имеет свою логику и важность для их физического и психологического развития. Взаимодействие с внешней средой и другими детьми может способствовать развитию социальных навыков, физической активности и общего благополучия.
Однако важно учитывать аспекты окружающей среды. Вмешательство должно быть сбалансированным. Вместо насильственного отправления на улицу можно поискать способы сделать активности на свежем воздухе более привлекательными.
Если у ребенка возникают серьезные проблемы или страхи, связанные с нахождением на улице, рекомендуется обсудить ситуацию со специалистом для более глубокого понимания и подходящих стратегий.
Главные составляющие, чтобы ребенок играл на улице:
Для этого важно учесть несколько ключевых аспектов.
Интересные игры и активности: предложите ребенку разнообразные и увлекательные игры на свежем воздухе. Это могут быть спортивные игры, хороводы, забавные сюжетные ролевые игры или использование специальных игрушек для улицы.
Социальное взаимодействие: поощряйте игры, в которых ребенок может участвовать вместе с другими детьми. Это помогает развивать навыки коммуникации и дружбы.
Безопасная среда: обеспечьте безопасное место для игр. Убедитесь, что ребенок осведомлен о правилах безопасности и понимает, как избегать опасных ситуаций.
Поддержка взрослых: проявляйте интерес и активное участие в играх ребенка. Поддержка взрослых может включать в себя предложение новых идей, обеспечение необходимым оборудованием и поощрение усилий.
Разнообразие и свобода выбора: позвольте ребенку выбирать игры и активности в соответствии с его интересами.
Время для свободной игры: предоставьте детям время для свободной игры, когда они могут использовать свою фантазию и творчески подходить к развлечениям.
— Как помочь ребенку найти общий язык с другими детьми и выйти за пределы дома?
— Создавайте возможности для социального взаимодействия, организуйте игры и совместные мероприятия, поддерживайте разговоры о друзьях и интересах, развивайте навыки общения через ролевые игры, поощряйте приглашения друзей и создавайте положительное восприятие об улице. Будьте терпеливыми и поддерживающими, а также общайтесь с другими родителями для создания поддерживающей социальной среды.
— Дома подростки в основном сидят за гаджетами, даже если собираются вместе с друзьями. Как их оторвать от такого времяпровождения?
— Для отвлечения подростков от гаджетов и поощрения активного общения с друзьями предлагайте организованные активности, такие как игры на свежем воздухе или творческие проекты, регистрируйте их на спортивные или художественные занятия, проводите семейные вечера с настольными играми, устанавливайте ограничения по времени на гаджеты и вовлекайте подростков в принятие решений относительно планов и развлечений.
— Могут ли онлайн-игры полностью удовлетворить потребность ребенка в общении?
— Онлайн-игры могут быть забавным и виртуальным способом общения для детей, но они не могут заменить настоящих друзей. В реальной жизни дети учатся общаться, чувствовать друг друга и развивают различные навыки, которые не так легко получить в интернете.
— Если человек все детство и юность в основном просидел за гаджетами дома, приведет ли это к каким-то сложностям во взрослой жизни?
— Да, это может повлиять на различные аспекты жизни в будущем.
Отсутствие регулярных социальных взаимодействий офлайн может сказаться на развитии социальных навыков, усложняя установление отношений и общение в реальном мире. Длительное сидение перед экраном может привести к физическим проблемам (ожирению, проблемам с осанкой и глазами и другим).
Изоляция и зависимость от гаджетов могут влиять на эмоциональное состояние, вызывая чувства одиночества, апатии или депрессии. Ограниченные взаимодействия в реальной жизни могут повлиять на развитие коммуникативных и межличностных навыков, что может быть важным в образовании и профессиональной жизни.
Однако важно понимать, что каждый человек уникален и влияние зависит от множества факторов, включая семейную поддержку, образовательные возможности и личные качества. Важно с учетом обстоятельств сосредотачиваться на развитии разносторонних навыков и стремиться к балансу между цифровым и реальным миром.
Когда родителям стоит обратиться за помощью психолога?
Родители могут обратиться к психологу для помощи своему ребенку в случае, если замечают следующие признаки или ситуации.
Эмоциональные изменения, которые могут мешать ежедневной жизни: постоянная грусть, чрезмерная раздражительность, страхи, навязчивые мысли.
Социальные сложности: трудности в установлении и поддержании отношений с друзьями или сверстниками, изоляция, агрессивное поведение.
Проблемы в учебе: значительное снижение успеваемости, трудности с концентрацией, поведение, мешающее учебному процессу.
Физические симптомы: частые физические жалобы без видимых медицинских причин, такие как боли в животе или голове.
Изменения в поведении: резкое изменение поведения, потеря интереса к ранее любимым занятиям, использование вредных средств (алкоголя, наркотиков), рискованное поведение.
Семейные кризисы: развод, потеря близкого человека, серьезные семейные трудности, которые влияют на эмоциональное состояние ребенка.
Сложности с самооценкой: негативное восприятие себя, перфекционизм, низкая самооценка.
Травматические события: было участие в травматических событиях, таких как аварии, природные катастрофы, насилие.
Важно понимать, что появление одного из этих признаков не обязательно свидетельствует о серьезной проблеме, но, если они становятся длительными или влияют на общее благополучие ребенка, обращение к психологу может быть полезным. Родители также могут обсудить свои опасения с учителем, педиатром или другими профессионалами, чтобы получить рекомендации и поддержку.