Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Учредитель редакции Kaktus.media Дина Маслова объяснила депутатам, что не так с законопроектом о средствах массовой информации.

На заседании комитета Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству 30 января она попросила депутатов обратить внимание на определение «средства массовой информации», указанное в законопроекте.

«Представьте, что вы открываете закон об образовании, чтобы прочитать, что законодательство понимает под этим понятием. И читаете, что образование — это школы, учебные планы, детские сады, учителя, высшие учебные заведения и так далее. Вот и определение СМИ — ключевое в законопроекте — написано в таком духе, просто набор слов. Рабочая группа неоднократно предлагала другую трактовку. Недоработано определение «сетевое СМИ». Под определение «сетевое средство массовой информации» в целом попадает любая информация, размещенная на сайте. В документе не указано, в чем отличие сетевого СМИ от других электронных изданий, которые по своей природе не занимаются журналистской деятельностью.

Разработчик предлагает все сайты признавать СМИ и обязать проходить регистрацию в Минюсте или Минцифры. Instagram — это СМИ, YouTube — это СМИ. Аккаунт в TikTok — тоже тогда СМИ, потому что это сайт. Сайт агентства недвижимости — это также веб-сайт. Все сайты — под одну гребенку, причем многие из них не понимают, что такое устав редакции и редколлегия. Как вообще более 22 тыс. сайтов планируют регистрировать? По территории распространения интернет не имеет границ: можно создать сайт в любой точке мира, и он будет доступен в Кыргызстане. Точно также можно создать сайт в Кыргызстане, и его в Кыргызстане могут не читать.

Для регистрации надо указать периодичность изданий и максимальный объем. Сайт — это не газета, чтобы указывать периодичность выпуска: например, раз в 3 минуты, раз в 10 минут (всегда по-разному получается). А что такое максимальный объем? В каких единицах измеряется этот объем СМИ, сколько вешать в граммах: гигабайтах, терабайтах, штуках? Об этом нигде не сказано», — отметила Маслова.

Она подчеркнула, что вводимое понятие «злоупотребление свободой слова» расплывчатое.

«Оно очень абстрактное, а там, где абстрактно, всегда будут нарушения и злоупотребления должностными полномочиями, а не злоупотребление свободой слова. Более того, это недальновидно: представьте, один чиновник через СМИ обругал другого, который в опале. Через пару лет тот будет на коне, а мы будем нести ответственность.

Опасно введение нормы о том, что приостанавливается деятельность СМИ как мера по обеспечению иска. Представьте, что из-за каждого суда останавливалась бы работа предприятия или учредители крупной частной компании, например, авиакомпании, судятся. У авиакомпании есть сайт, через который она продает билеты, и в обеспечение иска будут требовать прекратить работу сайта. По логике это же СМИ.

Можно так пройтись по каждой статье закона. Но обращаю внимание на требование к аккредитации только для зарегистрированных СМИ. Это противоречит здравому смыслу. У нас есть журналисты, аккредитованные в ЖК. Но оглянитесь: здесь никого нет, мы все смотрим онлайн. Налогоплательщики содержат госорганы, госорганы подотчетны перед обществом именно поэтому. А контент большинства информационных сайтов — это 60-70% пресс-релизов. Мы помогаем доносить информацию до общественности. И у госорганов, и у депутатов не будет этой площадки. Ведь не все смотрят НТРК и не все будут подписываться на страницу в Facebook госорганов, например, Минфина», — сказала учредитель редакции.

Она отметила, что в законопроекте указано, что СМИ не несут ответственность за прямое цитирование чиновников, политиков, депутатов.

«Прошу добавить в список также контент, сгенерированный искусственным интеллектом.

В заключение хочу сказать, что интернет — это как вода из-под крана: мы не можем выключить кран. У Кыргызстана нет возможности, как у Китая, делать файрвол. Этот законопроект похож на палец, который пытается заткнуть воду в кране. Будут не крупные центральные сайты, где миллионы комментируют, почитал и знаешь настроение общественности. Будут десятки тысяч мелких пабликов, за всеми не уследите. Будут сотни фабрик троллей, потому что все будут избегать регистрации сайтов», — сказала Маслова.

Она попросила депутатов вчитаться в законопроект, учесть независимый анализ, который делали правовая клиника «Адилет», «Институт Медиа Полиси», существенно доработать законопроект или отправить на доработку.

«Само существование закона о средствах массовой информации в эпоху массовых коммуникаций уже сильно устарело как минимум лет на 10: бизнес думает над развитием искусственного интеллекта, законотворцы думают о газетных тиражах», — заключила Маслова.

https://kaktus.media/494832