Депутат Марлен Маматалиев предлагает ввести механизм регистрации рекламодателей для борьбы с интернет-мошенничеством. Соответствующий законопроект опубликован для общественного обсуждения.
Парламентарий отмечает, что сегодня в интернете огромное количество рекламы размещается анонимно — без какой-либо проверки данных рекламодателей. Это создает серьезные риски.
«Сейчас в интернете огромное количество рекламы размещается анонимно — без проверки данных рекламодателя. Это создает серьезные угрозы. Мошенники безнаказанно обманывают людей, так как фишинговые сайты, фейковые магазины, финансовые пирамиды и многообещающие инвестиции рекламируются без контроля. В таких случаях жертвы переводят деньги, но не могут найти виновных — рекламодатель скрыт. Это создает невозможность привлечь нарушителей к ответственности. Если реклама вводит в заблуждение или нарушает закон, владельцы площадки не несут ответственности.
Сейчас многие сервисы зарабатывают на рекламе, но не проверяют, кто ее размещает. Это стимулирует мошенников, они легко запускают обманные схемы, зная, что их не найдут.
Без идентификации государство и правоохранители не могут оперативно блокировать мошенников», — говорится в справке-обосновании.
Законопроектом предлагается установить запрет на размещение рекламы в интернете незарегистрированными рекламодателями, а также обязать владельцев рекламных площадок в сети проводить обязательную регистрацию рекламодателей.
Предусматривается, что порядок регистрации будет утвержден уполномоченным государственным органом в сфере электронного управления и включать в себя детальную регламентацию применения закона.
В качестве примера мошеннических действий на онлайн-платформах депутат приводит участившиеся случаи обмана при аренде жилья.
«Например, создается заведомо ложное объявление о сдаче жилья в аренду на долгосрочной основе с указанием оплаты ниже рыночной цены. Соответственно, спрос увеличивается, и при разговоре с гражданами рекламодатели просят внести предоплату, мотивируя это большим спросом. При этом граждане, принимая во внимание, что рекламная площадка находится под национальным доменным именем KG и в объявлении указан номер местного оператора связи, не подозревают, что это могут быть мошеннические уловки», — поясняет депутат.
Маматалиев также напомнил, что злоумышленники часто используют устройства типа «сим-бокс», позволяющие, находясь за границей, подменять номера местных мобильных операторов и вводить людей в заблуждение.
Он подчеркивает, что подобные схемы наносят ущерб не только финансовому положению граждан, но и их психоэмоциональному состоянию, вплоть до трагических последствий. Это, в свою очередь, подрывает доверие к цифровым технологиям, что, по мнению депутата, недопустимо в современную цифровую эпоху.