Депутат Иса Омуркулов на обсуждении проекта новой Конституции 17 февраля заявил, что в проекте нужно прописать норму об уголовной ответственности за клевету.
Омуркулов поинтересовался, почему такую норму не добавили в проект. Юристы Конституционного совещания ответили депутату, что такую статью нельзя добавить в проект. Дело в том, что Кыргызстан подписал международные пакты, по которым запрещено уголовное преследование за распространение информации, порочащей честь и достоинство.
«Эти гарантии взяты из международных стандартов, не только Всеобщая декларация прав человека, это мировые стандарты. Кыргызстан ратифицировал эти пакты и мы не можем включить эту норму», — пояснили юристы.
На что Омуркулов ответил: «Если бы наше общество было как международное. Вы же читаете интернет, если уголовного преследования не будет, то я не знаю, что будет вообще. И никакой отвественности».
Коллега Омуркулова Мирлан Жеенчороев пояснил, что вопрос клеветы можно решить судебном порядке и взыскать с обидчика сумму понесенного морального ущерба.
Об этом также сказал и член совещания Нурлан Шерипов. Он заявил, что в предлагаемой Конституции речь идет о недопустимости уголовного преследования, но граждане могут защитить свои права в гражданско-правовом русле.
Клевета и суды против СМИ
До 2010 года в Конституции Кыргызстана не было заперта на уголовное преследование человека за клевету. Затем в 2010 году в стране прошел референдум, где была принята новая Конституция, запрещающая уголовное преследование за клевету.
Однако несмотря на отмену уголовного преследования, это не помешало властям взыскивать штрафы со СМИ и подавать на них в суд. Так, бывший президент Алмазбек Атамбаев будучи главой страны не раз подвергал критике журналистов и СМИ и обвинял в клевете и искажении его слов.
Он даже подал в суд на издание Zanoza в 2017 году и требовал около 30 млн сомов. Тогда он посчитал, что издание своими публикациями оскорбило его честь и достоинство и распространяло ложную информацию о нем.
Позже Атамбаев отказался от компенсации, хотя суд встал на его сторону. Отказ от компенсации Атамбаев объяснил «позитивными изменениями в официально зарегистрированных информационных ресурсах и медиасообществе Кыргызстана».
Несмотря на это, Кыргызстан все же потерял свои позиции в рейтинге свободы слова.
Кроме иска к изданию Zanoza, Атамбаев судился и с «Азаттык». В 2017 году генпрокурор Индира Джолдубаева подала два иска против издания «Азаттык» в защиту чести и достоинства президента.
Тогда «Азаттык» обвинили в распространении информации, которая опорочила честь президента. С издания потребовали возместить ущерб в размере 20 млн сомов.
Статья, после которой генпрокуратура начала судиться с изданиями, содержала заявления адвокатов оппозиционера и главного критика Атамбаева Омурбека Текебаева.
После встречи с руководством Радио Свобода, отделением которого является «Азаттык», Атамбаев передумал и попросил прокурора отозвать иски. Он посчитал, что «Азаттык» стал выпускать «сбалансированные и взвешенные» материалы.
Политический кризис
Обсуждение новой Конституции, как и скорый референдум по ее изменению стали последствием политического кризиса, начавшегося в Кыргызстане в октябре 2020 года.
Тогда после парламентских выборов 4 октября на улицы Бишкека вышли несогласные с итогами выборов из-за подкупа избирателей и фальсификаций. В результате митинги переросли в столкновения протестующих с милицией.
На фоне беспорядков из колонии при поддержке сторонников освободили Садыра Жапарова, который за короткое время занял пост и.о. президента и премьер-министра. Затем он инициировал референдум по форме правления, а также изменения Конституции страны. Также ему удалось выиграть президентские выборы.