Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Депутат Жогорку Кенеша от фракции СДПК Галина Скрипкина прокомментировала законопроект о ложном доносе в средствах массовой информации.

По ее словам, законопроект, который она разработала, предусматривает внесение изменений в статью 329 «Заведомо ложный донос», включая в число уголовно наказуемых преступлений наряду с заведомо ложным доносом также положения о заведомо ложном сообщении с обвинением в совершении преступления, опубликованном, распространенном в СМИ.

«Данный законопроект, на мой взгляд, не покушается на свободу добросовестного слова, не усиливает ответственность добросовестных журналистов, это попытка остановить поток непроверенных, недостоверных сведений, которые в погоне за сенсацией позволяют себе публиковать некоторые СМИ. Наказание за «заведомо ложный донос» и его публикацию в СМИ не имеет ничего общего с политической цензурой недавнего исторического прошлого», — отметила парламентарий.

Она добавила, что любой законопроект, вносимый в Жогорку Кенеш КР, подлежит обсуждению и публикуется на сайте парламента именно в целях организации общественного обсуждения, внесения предложений, высказывания мнений и т.д.

«Предложенный законопроект вызвал целую волну негодования и возмущения у журналистов, экспертов и консультантов. Впервые за последнее время законопроект вызвал настоящее, а не «вымученное» обсуждение, показал как журналисты и в целом СМИ умеют отстаивать свои корпоративные интересы. Только ленивый сегодня не написал о том, как «Скрипкина покусилась на свободу слова». Жаль только, что не все законопроектные инициативы, порой совершенно абсурдные, вызывают такую волну обсуждений. Но, тем не менее, это обсуждение дало положительный результат, который выразился в том, что сейчас очевидным становится факт, какие именно издания хотят безнаказанно излагать откровенную ложь, а какие даже и не беспокоятся об этом законопроекте, потому что уверены — они работают «чисто», — сказала Г.Скрипкина.

Она напомнила, что в 2007 году на Республиканском съезде журналистов был принят «Этический кодекс журналиста Кыргызстана», в котором пункт 8 гласит «Журналист ни при каких условиях не должен публиковать заведомо ложную информацию. Журналист обязан всеми возможными методами исправить любую распространенную информацию, если оказалось, что она не соответствует действительности».

«К сожалению, взятое на себя моральное обязательство сегодня практически никого не останавливает, и на страницах некоторых изданий вместо фактов все чаще появляются предположения, слухи и сплетни, необоснованные выпады и оскорбления, превалирует несоблюдение принципов достоверности, объективности, отсутствие сбалансированности и беспристрастности публикаций, искажение материалов, смешение фактов, личных домыслов, суждений и предположений.

Вместе с тем, в марте этого года британские парламентарии договорились о создании новой комиссии по контролю за прессой, которая, по сути, является надзорным органом за деятельностью прессы, и ей предоставлено право взимать штрафы до $1,5 млн, а также требовать от изданий официальных извинений, в том числе, если имеет место покушение на частную жизнь граждан. Демократично? Да! И не истерично…

Таким образом, обсуждение показало, что пока нет необходимости в отстаивании данного законопроекта, но есть вопрос, а будут ли и дальше СМИ блюсти свой же этический кодекс или нет? Это на их совести», — заключила депутат.

Справка из проекта закона о поправках:

В справке-обосновании в проекте поправок автор отмечает, что в последние годы в обществе усилилась негативная тенденция, когда для недобросовестной конкуренции в различных сферах деятельности, в том числе в политической борьбе и в целях создания социальной напряженности в обществе, для сведения личных счетов, из чувства мести и других низменных побуждений, используются заведомо ложные доносы, публичные обвинения в совершении преступлений.

Статьей 329 Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложный донос о совершении преступления. Вместе с тем, Уголовным кодексом не предусмотрено уголовного наказания за заведомо ложные сообщения с обвинениями в совершении преступления, содержащиеся в публичных выступлениях, публикуемые в средствах массовой информации или распространяемые на радио и телевидении.

Необходимо учитывать, что согласно статьям 150,154 Уголовно-процессуального кодекса, сообщение в средствах массовой информации может служить поводом к возбуждению уголовного дела. Соответственно заведомо ложное публичное сообщение, обвинение в совершении преступления влечет не только схожие, но и более серьезные (с учетом публичного характера обвинений) последствия для обвиняемых граждан, чем ложный донос. В случаях же, когда заведомо ложное публичное обвинение в совершении преступления (в том числе тяжкого и особо тяжкого) касается должностных лиц или институтов власти, это может привести к их дискредитации и подрыву доверия населения к ним, возникновению социальной напряженности в обществе.

Таким образом, предлагается дополнить статью 329 (Заведомо ложный донос) Уголовного Кодекса, включив в число уголовно наказуемых преступлений наряду с заведомо ложным доносом также положения о заведомо ложном сообщении с обвинением в совершении преступления, опубликованном, распространенном в средствах массовой информации.

http://kg.akipress.org/news:586058