Сегодня, 17 декабря, комитет Жогорку Кенеша по правопорядку во втором чтении рассматривает поправки в Кодекс о правонарушениях, запрещающие снимать и распространять видео с участием сотрудников милиции и других должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.
Дастан Бекешев напомнил, что по итогам рассмотрения законопроекта в первом чтении он внес ряд предложений и замечаний, однако, как оказалось, они не были учтены. Инициатор поправок депутат Суюнбек Омурзаков пояснил, что предложения Бекешева не были учтены, так как они не соответствуют концепции законопроекта.
По словам Бекешева, много вопросов вызывает норма о фото- и видеосъемке, сделанной с целью дискредитации сотрудников милиции.
«В законопроекте говорится о видео, снятом с целью дискредитации. Но как определить, что человек, снимающий на фото сотрудника милиции, действительно преследует такую цель? Это может быть фото в момент нарушения закона милиционером или, например, когда милиционер идет справлять нужду. Не подумайте, что я придираюсь, просто возникает много вопросов, связанных с практическим применением закона. Например, некоторые сотрудники ГАИ уже запрещают снимать их на видео, ссылаясь на этот закон. Кто определяет, что съемка ведется с целью дискредитации?» – задал вопрос Бекешев.
Омурзакову вопрос коллеги не понравился.
«Вы прекрасно знаете, в каких случаях идет дискредитация, а в каких – фальсификация. Вы ведь юрист. Для меня странно, что вы, все понимая, задаете такие вопросы.
Если сотрудник милиции во время исполнения служебных обязанностей нарушает закон, граждане имеют право снимать такие действия на видео и выкладывать их в интернет. За это их никто не будет наказывать. Но если видео смонтировано с целью дискредитации, то за это предусмотрено наказание. Вы сами знаете, как сегодня можно оклеветать человека, приписав ему слова, которых он не говорил. Однако если сотрудник, например, спит на работе или нарушает закон, такие факты можно снимать. Закон касается только тех случаев, когда сотруднику мешают исполнять свои служебные обязанности или когда распространяется видеоматериал, смонтированный с целью его очернения», – пояснил Омурзаков.
Бекешев отметил, что законопроект по-разному понимают даже сами депутаты, что уж говорить о простых гражданах, у которых возникает множество вопросов. Он также добавил, что уже существуют законы, предусматривающие ответственность за воспрепятствование работе сотрудников правоохранительных органов.
Кроме того, Бекешев обратил внимание коллег на то, что любое изменение видео можно расценить как монтаж. Например, если из длинного видео вырезать 10-секундный фрагмент с диалогом, это тоже считается монтажом. По его мнению, это может привести к тому, что практически любое видео, на котором запечатлены сотрудники правоохранительных органов, будет признано смонтированным с целью дискредитации.
История законопроекта
Предлагаемые поправки в Уголовный кодекс и Кодекс о правонарушениях запрещают проводить фото- и видеосъемку представителей власти, а также других лиц при исполнении профессиональных обязанностей. За размещение в интернете дискредитирующих фото и видео могут оштрафовать на пять тысяч сомов или арестовать на срок до семи суток.
Также в Уголовный кодекс вводится норма, согласно которой хулиганство, оказанное с сопротивлением представителю власти или иному лицу, исполняющему служебные обязанности по охране общественного порядка, наказывается штрафом от 500 до 2 000 расчетных показателей (от 50 до 200 тыс. сомов) или лишением свободы на срок от пяти до семи лет.
Инициаторами законопроекта являются депутаты Суйунбек Омурзаков, Винера Раимбачаева, Алишер Эрбаев, Кундузбек Сулайманов и Ырысбек Атажанов. Все они, за исключением Раимбачаевой, являются бывшими работниками силовых структур.
Правозащитники и медиаэксперты отметили, что законопроект в первую очередь направлен на защиту интересов милиционеров.