Глава правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова заявила Kaktus.media, что рада информации о том, что обвиняемых по кемпир-абадскому делу отпустили сегодня под домашний арест. По ее словам, процесс только начался и этому помогли гражданские активисты и адвокаты.
«Мы представляем интересы двоих обвиняемых по данному делу — Атая Бейшенбека и Эрлана Бекчоро, и мы внимательно ознакомлены с материалами дела. Наши заявления были основаны на материалах дела и знании законодательства. Мы с самого начала говорили, что это дело не имеет перспективы по той простой причине, что не было основания для возбуждения уголовного дела по этой статье, и все материалы следствия говорят, что доказательств их вины нет. Оно не имело перспективы. Мне очень жаль, что люди фактически пробыли в заключении столь длительное время, хотя изначально дело с правовой точки зрения — нонсенс», — подчеркнула она.
Это страшная вещь — люди потеряли здоровье, нервы, время, и я надеюсь, что безнаказанной ситуация не останется для тех, кто возбуждал это дело.
Джакупова напомнила, что к делу Кемпир-Абада приковано пристальное внимание Вашингтона, Брюсселя, других европейских институтов. А все потому, что оно беспрецедентно по количеству процессуальных нарушений в отношении лиц, проходящих в качестве обвиняемых по этому делу.
Само это дело — яркая характеристика правоохранительной и судебной систем, насколько они политизированы и зависимы. Поэтому все за этим внимательно наблюдают.
Джакупова также прокомментировала возможную связь между визитом премьер-министра КР Акылбека Жапарова в США и решением суда по изменению меры пресечения активистам.
«Не могу точно сказать, есть ли какая-то связь между визитом Акылбека Жапарова в США и встречей Блинкена с главой МИД КР и решениями по Кемпир-Абаду. Но Вашингтон выражал высокую озабоченность по поводу этого дела», — отметила юрист.
Джакупова подчеркнула, что она очень хочет, чтобы люди, ответственные за законность в стране, научились принимать решения самостоятельно в соответствии с Конституцией и законом, независимо откуда идет давление — из кыргызского «Белого дома», или американского, или из Брюсселя.
Надо научиться быть самостоятельными. Хотелось бы, чтобы они принимали решения самостоятельно. Судя по сообщению «Азаттыка», вопросы СМИ и Кемпир-Абада были в повестке дня обсуждения Блинкена. Могу сказать только одно: боже, храни Америку, которая правами граждан Кыргызстана больше озабочена, нежели кыргызские власти.
Юрист напомнила, что в 2023 году отмечается юбилей Конституции КР и сейчас идут приготовления к этому. Руководитель клиники «Адилет» придерживается мнения, что уважение к главному документу будет тогда, когда он будет работающим, когда люди научатся соблюдать его нормы, и в первую очередь это касается правоохранительных органов.
«Надо показать, что они самостоятельные, подчиняются только закону, что они судебные и другие решения выносят только на основании закона. 30 лет Конституции, а люди не чувствуют, что живут под ее защитой», — высказалась Джакупова.
Она добавила, что у нее есть надежда, что справедливость восторжествует и в отношении тех, кто остался в СИЗО, и подвижки в этом деле есть. Надо работать по делу дальше.
*****
В октябре был создан комитет в поддержку Кемпир-Абадского водохранилища. Почти сразу после этого были проведены массовые задержания по делу о подготовке к массовым беспорядкам.
По данному делу проходят:
- Мамбетжунус Абылов — домашний арест.
- Акылбек Айтбаев — в СИЗО.
- Айданбек Акматов — в СИЗО.
- Нурлан Асанбеков — домашний арест.
- Бектур Асанов — в СИЗО.
- Марат Баязов — в СИЗО.
- Атай Бейшенбек — в СИЗО.
- Азимбек Бекназаров — в СИЗО.
- Эрлан Бекчороев — в СИЗО.
- Айбек Бузурманкулов — в СИЗО.
- Гульнара Джурабаева — домашний арест.
- Кенешбек Дуйшебаев — в СИЗО.
- Равшан Жээнбеков — в СИЗО.
- Кубанычбек Кадыров — в СИЗО.
- Рита Карасартова — в СИЗО.
- Чынгыз Капаров — домашний арест.
- Таалайбек Мадеминов — домашний арест.
- Улукбек Маматаев — домашний арест.
- Темир Махмудов — в СИЗО, задержан 3 февраля.
- Жениш Молдокматов — в СИЗО.
- Орозайым Нарматова — домашний арест.
- Асия Сасыкбаева — домашний арест.
- Клара Сооронкулова — домашний арест.
- Перизат Суранова — домашний арест.
- Али Шабдан — в СИЗО, предъявлены дополнительные обвинения.
- Илгиз Шаменов — в СИЗО, предъявлены новые обвинения.
- Талант Эшалиев — с самого начала находится под домашним арестом.