Родственники задержанных по Кемпир–Абадскому делу вновь собрались возле Дома правительства для встречи с президентом Садыром Жапаровым. Однако их снова не приняли. Об этом «Клоопу» сообщила Айсулуу Кудайбердиева — сторонница одного из фигурантов дела, политика Равшана Джеенбекова.
«Мы считаем, что до президента доходит искаженная информация о задержанных. Несколько дней назад нам сказали, что до него дошло наше письмо. Мы будем требовать до последнего встречи с ним», — сказала она.
К участникам акции вышел чиновник из Дома правительства. Родственники задержанных попросили о встрече с президентом.
«Мы и требовали, и просим, пусть на домашний арест отпустит [Садыр Жапаров]. Пришли матери. У Жапарова ведь тоже есть мать, пусть выйдет к нам на пять минут», — попросили они.
Чиновник ответил, что президент не сможет к ним выйти, поскольку находится с рабочей поездкой в Баткене.
«Он поехал, чтобы посмотреть на дома, которые были сожжены во время конфликта. Если не верите, можете прочитать об этом в интернете», — ответил он.
Позже участники акции встретились на улице с депутатом Тазабеком Икрамовым. Они пожаловались парламентарию, что состояние здоровья их родных ухудшается с каждым часом.
«Мы говорим, чтобы расследовали дело, отпустив женщин под домашний арест. Сегодня для государства кто опасен? Те, кто крадет из казны государства и увозит богатства за границу. Они – самые опасные. Кто же говорит о свободе слова, правах человека и свое мнение — не враги народа. Они, наоборот, помощники власти. Когда мы так говорим, нас тоже за это не любят», — сказал Икрамов.
Нардеп отметил, что «власти нравятся те, кто говорит только хорошие вещи. Тех, кто указывает на ошибки, называют плохими и врагами».
«Время покажет, кто враг народа и Кыргызстана. Нам тоже обидно. Мы говорим, чтобы женщин и матерей отпустили, и будем говорить. Мы и родным Садыра Жапарова говорим, чтобы отпустили женщин и невиновных», — сказал Икрамов.
Родные задержанных по Кемпир–Абадскому делу не в первый раз требуют встречу с президентом. В Бишкеке их собрание прошло возле парка имени Панфилова.
Более 30 родственников вышли с фотографиями своих родных и скандировали: «Свободу политзаключенным!» У них было два требования — отпустить задержанных по Кемпир–Абадскому делу на свободу и лично встретиться с Садыром Жапаровым.
Однако их встреча с главой государства не состоялась. В администрации президента сообщили, что Жапаров прилетел только ночью и не сможет их принять. В ведомстве заверили, что передадут президенту требование граждан о встрече.
Сейчас большинство арестованных фигурантов Кемпир-Абадского дела держат голодовку в СИЗО – у некоторых из них критическое состояние, однако в госпитализации им отказывают. Все они требуют освобождения из СИЗО и прекращения против них дела о подготовке к организации массовых беспорядков. Обвиняемые называют дело сфабрикованным и фальсифицированным.
Задержания после критики передачи Кемпир-Абада Узбекистану
23 октября прошли обыски и задержания политиков и активистов, которые критиковали передачу Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану и создали комитет по его защите. Всего были задержаны около 30 человек.
В МВД заявили, что политики и активисты задержаны по подозрению в «подготовке к организации массовых беспорядков».
Все задержанные не признают вину и говорят о давлении, а также утверждают, что уголовное преследование началось из-за их позиции по Кемпир-Абаду.
Аресты активистов и политиков уже осудили ряд депутатов, а Международная правозащитная организация Human Rights Watch призвала власти Кыргызстана освободить всех задержанных.
Задержанные активисты и политики обратились к президенту с требованием освободить политзаключенных и женщин, которые в одиночку воспитывают детей и являются единственными кормильцами в своих семьях.
В ответ Жапаров заявил, что не может никому дать приказ освободить кого-либо. Президент настаивает, что никто не вмешивается в работу судей по этому делу.
Он считает, что фигуранток Кемпир-Абадского дела арестовали «своевременно» «за планы госпереворота». По его словам, обвиняемые якобы ходили на собрания, где обсуждали планы госпереворота и количество людей на предстоящих митингах.