Адвокаты и правозащитники южного региона Кыргызстана прошли обучение по мониторингу соблюдения права на свободу вероисповедания в ходе судебных процессов.
Голос свободы, Ош
Сегодня религиозные вопросы требуют осторожности и деликатности, а если к ним добавляются права человека, то все становится еще сложнее. Разобраться в особенностях тем прав и свобод человека, в том числе свободы вероисповедания местным правозащитникам помогли специалисты из Бишкека.
Права и свободы человека — это высшая ценность. Свобода вероисповедания – право выбора убеждений, право на соблюдение определенных религиозных традиций и обрядов. Согласно статье 32 Конституции КР «Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания». Но Конституция и законы могут ограничить права и свободы в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.
Где найти «золотую середину»?
Право на свободу вероисповедания всегда идет параллельно с другими правами человека. Например, право на совершение намаза на городской площади идет вместе с правом на мирные собрания. А право на ношение платка школьницами — вместе с правом на образование. И если идет преследование по первому праву, то затрагивается и второе, а потом – третье и другие права.
Если по религиозным убеждениям родители ребенка отказываются от переливания ему крови, то нарушается право на охрану здоровья. Ребенок не может четко выразить свою волю, поэтому он находится под защитой государства, в этом случае судебные органы примут сторону врачей, которые спасают ребенка. Но если взрослый человек не желает принимать лечение по тем же религиозным убеждениям, то это его право. Основными принципами обеспечения права на свободу совести и вероисповедания являются равенство, не дискриминация, нейтральность, невмешательство.
С большим интересом участники обсуждали особенности ведения дел, связанных с обвинениями в участии в деятельности запрещенных религиозно-экстремистских организаций, хранении и распространении их материалов.
По данным сайта Министерства юстиции, в стране запрещена деятельность 20 подобных организаций. Гособвинители и судьи ссылаются на то, что если организация признана экстремистской, то все ее материалы автоматически признаются таковыми. Но в стране должен быть сформирован список запрещенных судом материалов, а пока на сайте Минюста представлен список из 4-х запрещенных материалов.
Руководитель южного представительства Государственной комиссии по делам религии Исакбай Мурзабеков отметил, что постоянно призывает активистов обращаться в суд по поводу внесения в список запрещенных материалов.
«Этот список облегчил бы работу правоохранительных органов, ведь если материал запрещен, то по нему не нужна религиоведческая экспертиза», — сказал он.
Экспертиза изъятых материалов становится основой обвинения подозреваемого гражданина. Экспертизы Госкомиссии у многих адвокатов вызывают споры и сомнения. Госкомиссия не является экспертным органом в области судебно-религиоведческой экспертизы, но ее деятельность в даче религиоведческих заключений закреплена рядом нормативно-правовых актов. «Когда следователь пишет в постановлении на проведение экспертизы «судебно-религиоведческая», мы возвращаем ему этот документ и поясняем, что мы выдаем только религиоведческую экспертизу материалов», — сказал Мурзабеков.
Недавно полномочия выдачи экспертиз было передано Минюсту, но для них это новое направление, которое требует наличия экспертов и пока продолжает выдавать заключения экспертизы та же Госкомиссия.
Эксперты в области религии и права рекомендуют адвокатам обращаться в Центр судебных экспертиз за проведением комплексной психолого-лингвистической экспертизы с участием специалистов в области филологии и психологии.
«Законы должны быть доступными и понятными, чтобы каждый гражданин знал, что он нарушает [или нарушил]», — заключила тренер, эксперт Гульшайыр Абдирасулова.
Зачем нужен мониторинг судов?
Перед судом все равны. Каждый имеет право на компетентный, независимый и беспристрастный суд. Присутствие наблюдателей способствует соблюдению норм справедливого судопроизводства. Правозащитники отмечают, что присутствие наблюдателей дисциплинирует стороны, способствует снижению элемента коррупционности. Тренер Жанабиль Давлетбаев привел пример, когда судьи сами обращались к наблюдателям, чтобы они провели мониторинг процесса.
Разбирая стандарты справедливого судопроизводства, участники отметили важные моменты, на которые необходимо обратить внимание: вовремя ли начинаются заседания и где они проходят — в кабинете судьи или зале заседаний, имеются ли наручники на руках подсудимого, насколько непредвзято ведет себя судья, соблюдает ли этику гособвинитель, профессионален ли адвокат, нужен ли и предоставлен ли переводчик, было ли заявление о применении пыток и жестокого обращения и как на это отреагировали обвинитель и судья и другие.
Участники получили информацию о том, как следует вести себя в суде, еще раз напомнили, что ведение аудиозаписи и записи в блокноте не требует разрешения суда, в отличие от ведения фото- и видеосъемки, он-лайн трансляции. Наблюдатель в суде не имеет право вмешиваться в процесс, консультировать стороны, он должен сохранять независимость, нейтральность и беспристрастность.
Для полного мониторинга наблюдатель должен не только посещать суды и вести хронику процесса, но и изучать документы дела, опрашивать сторону защиты и обвинения, проводить анализ нормативных документов, отслеживать публикации в СМИ и т. д. Доклад на основе мониторинга должен быть экспертным, притягательным и направлен на улучшение ситуации с правами человека. Его можно направить в госорганы, международные организации по правам человека, партнерские общественные организации.
Было также отмечена важность сотрудничества со СМИ.
Мероприятие было организовано Search for Common Ground из города Бишкека.
Дениз Гатауллин, Голос свободы, Ош