Как раскрутить сайт, сделав его популярным? Какие интернет — ресурсы востребованы сегодня в стране? Об этом и многом другом мы спросили у интернет-маркетолога Дарьи Суходоловой. Девушка со своей командой популяризовала и вывела в лидирующие позиции Namba.kg и Namba-Media, сейчас она занимается развитием и продвижением сайта Lalafo
— Дарья, расскажите о своей работе в Namba, сколько лет вы там проработали, и каких успехов удалось достичь?
— В Namba.kg я проработала почти 6 лет, пришла в этот проект практически сразу после его старта. Агентство Namba media и вовсе создавалось своими руками с нуля. Всю проделанную работу можно разделить на три этапа. Первый – запуск и развитие Namba.kg, нового интернет-формата для Кыргызстана. Дико интересное время, когда все начиналось. Мы экспериментировали, пробовали разные идеи и варианты. В итоге быстро привели проект к лидирующей позиции, в настоящее время его аудитория составляет один миллион пользователей, это ни кем не побитый рекорд. На втором этапе нашей работы наш холдинг начал запускать новые проекты — это сервис скидок Besmart, Namba Taxi, сервис online заказа еды Namba Food и еще несколько других проектов. Мы занималась продвижением всех новых проектов и, в итоге, накопили достаточно опыта, чтобы создать digital агентство (третий этап). Это проект, который я создавала с нуля, который искренне люблю и горжусь. Основной профиль агентства – услуги продвижения в интернете: размещение медийной и контекстной рекламы, продвижение в социальных сетях, разработка сайтов и посадочных страниц, email-рассылки и многое, многое другое.
— До прихода в Namba, вы владели знаниями о продвижении интернет-проектов или в процессе деятельности пришлось осваиваться?
— До Намбы о продвижении интернет-проектов и проектов в интернете я мало что знала, впрочем, на тот момент это направление в Кыргызстане только зарождалось. Мне очень помогло мое профильное образование в области маркетинга и управления (да, я могу похвастаться тем, что работаю по специальности). Я окончила экономический факультет КРСУ, специальность менеджмент, специализация — реклама и маркетинг, а также дополнительно прошла обучение в Business Academy при ЦТК. В результате мне все эти знания пригодились в работе, я лишь добавила знания о специфике интернет-инструментов. Я получила колоссальный опыт, ведь всему приходилось учиться самостоятельно, экспериментировать, много читать, я прошла онлайн-обучение в российских и украинских школах (и это был постоянный процесс). В последующем я уже смогла поделиться знаниями и с другими, начала проводить тренинги по основам интернет-маркетинга.
— В каких странах действует ваш проект?
— Да, ресурс был запущен не только в Кыргызстане. На сегодняшний день он доступен в Казахстане, Таджикистане. Кроме того ее запускали еще в нескольких странах, но, со временем эти направления закрыли, сосредоточившись на Центральной Азии. Жаль, что у Намбы нет хорошей мобильной версии, уверена, аудитория проекта была бы в разы больше.
— В какой должности вы уходили с проекта?
— Маркетолог сайта Namba.kg и директор digital-агентства Namba Media.
— Если все было так хорошо, почему вы ушли с этого проекта и чем занимаетесь сейчас?
— Проект Namba я люблю всей душой, благодаря ему я познакомилась с миром интернет-проектов и это направление стало моей специализацией. Однако поняла, что нужно попробовать что-то еще, и приняла решение уйти из компании. Немного позже я получила предложение работать в проекте LALAFO.
— Так чем же вы в настоящее время занимаетесь?
— Я business development директор компании Lalafo — это популярный сервис бесплатных объявлений. Проект молодой, ему всего один год, однако уже добился хороших результатов. На сегодняшний день по месячной аудитории мы обогнали Дизель Форум, у нас 700 тысяч активной месячной аудитории пользователей. Проект международный, Lalafo запущен в Азербайджане, Греции, Сербии и Таджикистане и ряде других стран. Для меня это колоссальный новый опыт, знания и навыки.
— Не тяжело ли вам морально конкурировать с любимым проектом, не обидно, что Namba может остаться позади?
— Namba и Lalafo не являются конкурентами. Уходить из любимого проекта было действительно тяжело. Но, все оказалось намного проще. В настоящее время у меня хорошие отношения с прошлым коллективом, в Намбе замечательная команда, и встречи с коллегами по работе и не только — всегда большая радость для меня. Просто я решила для себя, что необходимо иногда менять что-то в своей жизни: пробовать, добиваться, в конце концов, набираться нового опыта. И мне очень повезло, ведь теперь я работаю в другом ярком, амбициозном проекте Lalafo.
— Под вашим руководством Namba добилась больших успехов, сейчас неплохо складывается работа и нового проекта. Расскажите, сколько нужно работать, чтобы добиться таких результатов, наверное, дни и ночи напролет?
— На самом деле, секрет в крепкой профессиональной и сплоченной команде. Я уверена, что трудоголизм – это не всегда правильно. Убедилась на собственном опыте, хороший продукт получается, когда ты живешь полной жизнью — днем работаешь, а вечером занимаешься собой, узнаешь что-то новое, общаешься с людьми, учишься, читаешь, смотришь, путешествуешь. Соблюдая такой ритм, у тебя появляется куча идей и энергии для работы.
— Что, на ваш взгляд сегодня не хватает для интернет-продвижения в Кыргызстане?
— У нас на самом деле очень маленький рынок, небольшое количество специалистов, нет смелости в создании и одобрении нестандартных идей. Не хватает проектов по online – торговле, но это упирается в стадию развития общей инфраструктуры рынка, технической, деловой и законодательной.
— Ели сделать анализ и сравнить Кыргызстан с другими странами мира, на какой позиции мы находимся?
— Сравнивать наш рынок с мировыми гигантами нельзя, применить эти параметры не получится, если даже сравнивать нас с той же Россией и Казахстаном, в целом мы отстаем примерно на 3-5 лет. Однако я уверена, что эта проблема временная, с каждым годом ситуация улучшается.