В парламенте Кыргызстана в который раз озаботились внешним видом журналистов. Вопрос поднял член фракции СДПК Бахтияр Кадыров.
Его возмущает, что работники СМИ приходят в парламент в джинсах, «каких-то непонятных футболках» и, как выразился Кадыров, «чуть ли не в ночнушках». Прежде вопрос поднимали член фракции «Ар-Намыс» Турсунбай Бакир уулу и член ЖК от «Ата-Журта» Курмантай Абдиев. Они, напомним, требовали от аппарата ЖК выпустить постановление, запрещающее сотрудникам СМИ, освещающим работу парламента, ходить на заседания в коротких юбках, просвечивающих блузках и на высоких каблуках. Абдиев даже сравнил любительниц шпилек с цирковыми лошадьми. Кстати, дресс-код для журналистов решили ввести и в правительстве. Корреспондента ИА «24.kg» Татьяну Кудрявцеву не хотели пускать на заседание в кабмин, так как охранники углядели в ее виде нечто вызывающее, хотя девушка была в одежде в пол. Может, охрана хотела декольте? Ей, охране, позже дали нагоняй: не там и не то ищут.
ИА «24.kg» решило обратиться к своим респондентам с вопросом: нужно ли вводить униформу для журналистов?
Бегаим Усенова, глава Института медиаполиси:
— Согласно правилам аккредитации в парламенте, журналисты обязаны соблюдать вид одежды, соответствующий установленным требованиям в здании Жогорку Кенеша (запрещается входить в футболках, джинсах, шортах, спортивных костюмах). И это правило существует не только у нас, но и в других странах. В подобных учреждениях необходимо руководствоваться принципами делового стиля одежды.
Хотя, учитывая, что журналисты — это люди, занимающиеся сбором информации, которые зачастую могут не иметь времени на то, чтобы переодеться, то не стоит ограничивать их слишком строгими правилами. Думаю, следовало бы ограничиться в целом принципами аккуратности и опрятности. Например, чтобы журналисты не могли находиться в здании в пачкающей, спортивной, пляжной одежде и обуви.
Дина Маслова, главный редактор интернет-издания «Вечерний Бишкек»:
— По этикету положено, чтобы одежда каждого человека соответствовала месту или статусу мероприятия. Поэтому выбор одежды больше относится к вопросам культуры и воспитания отдельного человека. Организации могут требовать соблюдения дресс-кода в разумных пределах, у многих зарубежных компаний и госструктур есть корпоративные правила, где говорится об одежде для сотрудников. Что касается посещения парламента в домашней, спортивной или пляжной одежде, то, на мой взгляд, такой внешний вид характеризует посетителей не с лучшей стороны. Но вводить униформу — это просто бред. Пусть в таком случае депутаты сами шьют себе форму за свой счет.
Шаирбек Маматокторов, экс-руководитель пресс-службы ЖК:
— Спросите у Бахтияра Кадырова: в чем ходили его ученики, когда он был директором школы? А журналисты не его ученики. И вообще пресса не подчиняется ни правительству, ни парламенту. Не могут диктовать дресс-код министры и депутаты. Но и журналисты тоже должны одеваться соответственно: все-таки это правительство и высший законодательный орган. В свое время я сам делал замечание журналисту по поводу его рваных джинсов и розовых кед. Это был единичный случай. Но журналист не обязан приходить в специальной форме.
А министрам и депутатам лучше заняться своими прямыми обязанностями, потому что как раз журналисты заняты именно этим.
Кайыргуль Урумканова, генеральный директор «КирТаг»:
— Депутатам необходимо начать с себя любимых. Они так любят воспитывать, указывать… Порой думаешь: как я раньше жила без их советов? А если серьезно, то больше нужно обращать внимание на то, чтобы подача информации из парламента была качественной, нежели на дресс-код. Переодеть операторов в смокинги, а журналистов в элегантные костюмы можно, но нужно ли это? Поборникам морали надо понять: джинсы и майки не признак неуважения к «великим мира сего», это элементарное удобство, к которому стремится нормальный человек. А журналист — я имею в виду активного, трудолюбивого журналиста, который за статью бросится и в огонь, и в воду — после парламента может пойти освещать последствия потопа в центре города, например. И что ему, топать туда при параде что ли?
Адиль Турдукулов, гражданский активист:
— Это особенность наших депутатов — заниматься не свойственной им работой. Вместо того чтобы отклонить уголовную статью «за ложный донос», направленную против журналистов, они ее принимают. Вместо того чтобы обсудить резонансную ситуацию с «Вечеркой», они даже не могут вынести этот вопрос на уровень соответствующего комитета. Я согласен с теми, кто считает, что данный состав был наихудшим за всю историю парламента современного Кыргызстана. Депутаты набрасываются на журналистов и подают на них в суды. Или комиссия по Батукаеву: ее работа застопорилась, на заседаниях присутствуют меньше половины членов, никто не хочет связываться. Боятся. А расходы на ЖК? Расходы на нужды парламента превысили рекордную цифру — 800 миллионов сомов!…
Денис Бердаков, эксперт:
— Думаю, что не стоит вводить какую-то специальную форму. В этом нет смысла. Вполне достаточно прилично выглядеть, согласно нормам и правилам делового этикета. С точки зрения журналиста допустима та одежда, какая ему удобна. Надо много двигаться, нужны практичные вещи. С другой стороны, если есть общий дресс-код для компании, учреждения, то его следует соблюдать из уважения.
Бахтияр Кадыров, инициатор введения дресс-кода для работников прессы:
— Я сделал замечание, поскольку — поймите меня правильно — идет заседание фракции, выступает спикер Асылбек Жээнбеков, и тут заходит толпа девочек-журналисток, рассаживаются, с грохотом двигают стулья и начинают что-то обсуждать. Это просто некрасиво и проявление невоспитанности и неуважения по отношению к сидящим в зале.
— Но вы еще высказались — и весьма резко — по поводу одежды корреспондентов…
— Признаю. Но прямо надо мной нависал оператор в какой-то засаленной, пропахшей потом футболке. Такой вид недопустим в государственном учреждении, тем более в парламенте – высшем законодательном органе. Надо иметь немножко уважения к себе, к своей профессии и к людям вообще. Я не какой-то там беловоротничковый, но это просто нехорошо, и по этикету нельзя так ходить. Когда я работал учителем в школе, я не позволял себе приходить на урок в грязной рубашке или помятых брюках. Я не за введение униформы, боже упаси! Но я требую, чтобы журналисты приходили в опрятной, чистой одежде. И желательно в деловой.
Авланбек Джумабаев, медиаменеджер:
— Депутаты много раз предпринимали попытки обсуждать вопрос об одежде журналистов. Думаю, что это делается с двух позиций. Первое: они знают, что на такого рода нападки среагируют все. Ведь депутаты хотят легко попасть на экраны ТВ, на страницы газет и ленты информагентств, напомнить о себе обществу. Второе: известно, что в стране идет процесс становления парламентаризма, и в данном процессе компонент информационного сопровождения работы депутатов очень важен. Потому еще в прошлых созывах была введена свободная форма аккредитации, при которой журналисты всех СМИ проходят регистрацию на целый год. Нынешние депутаты озабочены тем, чтобы несколько ужесточить этот режим. А форма одежды может послужить хорошей причиной, чтобы ограничить доступ. Я бы посоветовал им больше заботиться о своей законодательной и представительской функциях, чем об униформе для журналистов.
URL: http://www.24.kg/perekrestok/13133/