Сегодня, 12 декабря, исполняется 95 лет со дня рождения Чингиза Айтматова.
Писатель, мыслитель, общественный деятель, гражданин, он сделал известной и прославил на всю планету свою небольшую страну по имени Кыргызстан.
Думается, лучшей данью светлой памяти этой незаурядной и многогранной личности будет обращение к его размышлениям, мыслям, советам, взятым из его произведений, публичных выступлений, статей, бесед, интервью. Некоторые из них были обнародованы 60, 50, 40 лет назад, но все они не потеряли актуальности, ибо Чингиз Айтматов всегда остро чувствовал пульс времени, постоянно жил его заботами, интересами и тревогами, оставшись в истории человеком на все времена.
***
Не должна повториться война, когда жизнь приходилось употреблять на одноразовое дело — на одну атаку, на один бросок гранаты под танк…
Каждый должен иметь возможность долго жить на белом свете, дорожить и свободно распоряжаться лишь однажды дарованным и цезарю, и пастуху счастьем полнокровного существования. Никто не вправе лишать человека такой благодати от сотворения — жить и приумножаться на земле в нескончаемом возвышении духа и разума.
***
Нам необходимо теснее общаться на всех уровнях, во всех сферах. Мне кажется, непонимание друг друга, груз предрассудков, который оказался довольно-таки весомым, во многом объясняется именно тем, что мы с детства (каждый на своей стороне) видим образ врага.
Мы пытались угрожать друг другу (уже не говоря о войне), конфронтация двух систем стала привычным состоянием, почти что естественным.
…Мы совместно приходим к выводу: резкая конфронтация в современном мире неэффективна. Лучше, полезнее идти на сближение, на сотрудничество.
***
Урбанизация, достижения научно-технической революции становятся всеобщими. Развивается более обширный обмен духовными ценностями, мыслями с помощью разветвленной сети коммуникаций.
Но с другой стороны, мне жалко будущих людей, потому что массовая культура, которая процветает на Западе и у нас тоже пошла в рост, этот духовный ширпотреб — все это неинтересно, бездуховно, развращающе действует на души людей.
В мире нет ничего идеального, в каждом явлении есть и плюсы, и минусы. Вот НТР дает огромные возможности для интеллектуальной интеграции, но она же во многом связана с коррупцией, наживой. Люди останавливаются в своем развитии, они довольствуются духовным примитивом и больше ничего не хотят. Массовая культура — это, если хотите, наркотики НТР, которые действуют везде и повсюду.
***
…Язык — одна из первейших предпосылок существования любой нации как исторического субъекта. Каждая нация самоценна. Каждая нация — большая она или малая — жаждет быть вечной, и это ее естественное право. А для этого должен жить и укореняться на своей почве язык народа, а рядом с ним должны процветать другие языки, и пусть не приведет судьба, чтобы какой-либо язык остался в мире в полном одиночестве, поглотив все остальные, ибо такое положение вещей могло бы означать только одно — глобальную деградацию человеческого духа, предвещающую скорый конец света. И в то же время человечество не может обходиться без опорных языков, на которых покоятся мосты культур и цивилизаций, языков, суммирующих мировую мысль.
Надо полагать, что здравый смысл и накопленный опыт подскажут нам, что в решении тех или иных задач языковой политики следует исходить из этих универсальных постулатов.
***
Иссык-Куль — колыбель моя. Он мне дорог тем, что лелеял меня в младые годы, давал силы в отрочестве, подпитывал и заряжал всегда, когда творчество требовало уединения и напряженной работы мысли. И где бы мне ни доводилось бывать, в поездках ли по стране или в зарубежных командировках, не видел ничего подобного Иссык-Кулю, ничего, что могло бы затмить его дивную красоту.
История сохранила несколько названий гигантского высокогорного водохранилища. Иссык-Куль переводится как теплое озеро. Было еще: Туз-Куль — значит соленое. А еще: Тимур-ту-Нор — содержащее железо. И, наконец, опоэтизированное: Джиг-Куль — душистое озеро. Случаен ли такой букет названий? Совсем нет. Озеро уникально. По глубине оно второе после Байкала. До 700 метров в самой глубинной точке.
В озеро впадает множество подрусловых вод. Просачиваясь сквозь толщу пород, они, растворяя соли, минерализуют его. Кроме того, в пределах озерной глубины множество термальных минеральных источников. В них вся гамма известных в Советском Союзе нарзанов, есть и такие, которых нет нигде. И это не все. По пути к озеру подрусловая вода насыщается еще одним целебным элементом — радоном. Плюсуйте сюда прекрасные сероводородные грязи да удивительно чистый, напоенный ароматом горных трав и лесов воздух… Все это и определяет уникальность озера, его целебные бальнеологические качества.
…Отстоять Иссык-Куль — значит отстоять кусочек Родины. Вот так надо оценивать ответственность каждого из нас за судьбу озера. Ибо доблесть сегодня не в том, чтобы побольше взять от природы, не дав ей ничего взамен, а в том, чтобы жить с природой в полном ладу, в полной гармонии, доказывая на деле свою разумность.
…Если ты любишь лес, рядом с которым живешь, родник, из которого черпаешь воду, землю, которая кормит, любишь не созерцательно, а деятельно и, главное, созидательно, с думой о завтрашнем дне, значит, ты — подлинный хозяин, значит, ты — патриот. А в этом залог сохранности таких бесценных творений природы, как наше прекрасное озеро Иссык-Куль.
***
По-моему, сейчас очень обострились проблемы молодежи. Сейчас я бы не хотел быть молодым, не хотел бы быть юнцом. Мне как-то неуютно среди нынешней молодежи.
Мы сами, наверное, виноваты в том, что происходит с неоперившейся юной частью общества. В условиях благоденствия, а мы, что ни говори, благоденствуем, нет у нас голодных, нищих, бездомных, издержки нравственного воспитания, отсутствие высокой внутренней культуры приводят к потребительству, иждивенчеству, вещизму, когда во главу угла ставится материальный фактор, когда духовный потенциал приближается к нулевой отметке.
В значительной мере, я считаю, тут виновата семья, а еще больше — школа. Она, на мой взгляд, не соответствует тем возросшим требованиям времени и противоречиям, которые мы испытываем.
…На народном образовании экономить нельзя, просто нехорошо. Переуплотнение классов даже при наличии прекрасных учителей отрицательно сказывается на качестве знаний учащихся, да и на морали. Когда мы с помощью одного учителя обучаем полсотни детей — это уже не обучение, а профанация его.
***
Мы должны стремиться воспитать поколение, которому будут органически чужды потребительские и накопительские страсти. …А для того чтобы воспитать такое поколение, мы должны вернуть профессии учителя ее прежний высокий авторитет. Вспоминаю, каким был учитель в мои школьные годы — фигура значительная, по большому счету уважаемый человек — мудрец, помощник, советчик, его мнение становилось главным не только в вопросах обучения и воспитания детей, но именно к нему обращались, когда нужно было решить серьезную жизненную проблему. Не боюсь сказать — это был своего рода культ. Думается, что всем надо хорошо подумать о том, как возродить непререкаемый авторитет учителя.
Отмечу еще один, на мой взгляд, небезынтересный парадокс: если мои учителя, безусловно, уступали нынешним педагогам по образовательному уровню, то в отношении нравственных качеств я вижу их стоящими куда выше.
Почему произошла такая нравственная переоценка этой профессии? Ведь современные педагоги эрудированнее, у всех высшее образование. Видимо, дело в том, что возрос и общий культурный уровень населения. Если раньше учитель был олицетворением знания и интеллигентности, то сейчас он на общем фоне почти не выделяется. А учитель должен быть по-прежнему в авангарде нашей культуры, и я вижу необходимость подумать о серьезном изменении программы педагогических вузов.
…Я думаю, что пришла пора изменить правила приема в педагогические вузы: в наличии случайных людей — внутренняя проблема этой профессии. И именно потому, что учитель готовит тех, кому через двадцать лет определять нашу духовную жизнь и вообще все, что вокруг нас будет происходить, равнодушным в педвузах не место. Нам нужно осознать, что задачи и функции учителя серьезно изменились по сравнению с задачами полувековой давности. Сейчас его дело не только научить читать, считать и писать. Именно он призван сыграть одну из решающих ролей в борьбе с вакханалией меркантилизма, с бездуховностью. Я надеюсь на учителя, потому что он работает с несформировавшимися личностями: если он сумеет прорастить в них ростки добра и бескорыстия, значит, мы победим мещанство.
***
Самый большой капитал — нравственная культура народа. Нет этого — значит не жди и высокой сознательности.
…С развитием техники в жизни стал преобладать технократический подход и обозначился недостаток гуманитарного образа мышления, а ведь гуманизм в большом и малом зависит от того, насколько ценимы среди людей понятия общности, социального равенства, правды, искренности и добра. Мы не должны поступаться теми моральными принципами, которые и характеризуют наш общественный строй в качестве модели достижения идеалов человечества. Среди этих принципов основополагающие — добросовестный труд на благо общества, гуманные отношения и взаимное уважение между людьми, честность и правдивость, непримиримость к несправедливости. Собственно, это составные совести, а совесть, в свою очередь, является движущей силой гражданственности.
К сожалению, в последние годы как-то так у нас получилось, что у иных людей совсем не оказалось внутренних нравственных тормозов, совсем они потеряли совесть. А ведь истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда он живет по совести, когда поступками движет не кто-то, а его собственная совесть, внутренний, главный и непогрешимый судья. Жить и поступать по совести не всегда бывает легко, но именно благородство совести делает жизнь общества одухотворенной идеями и мечтой, позволяет держать в эталонной чистоте вечные заповеди нравственности.
***
…Особая миссия и, если подумать, страшная историческая ответственность возлагаются на интеллигенцию, особенно на гуманитарную. Не народ виноват в том, что пробуждение национализма и шовинизма все больше вовлекает его то там, то тут в душеиспепеляющую трагедию нетерпимости к национальным ценностям и языкам. Это мы, интеллигенция, попирая столь долгожданную демократию, по которой давно ли стенали и плакали на коленях, а иные шли по ГУЛАГам и выдворялись вон за пределы Родины, так запросто распыляя свободу слова и мысли, пошли стяжать себе сомнительную славу национальных пророков и героев в ущерб тому, что мы могли бы сделать, когда нам выдался такой исторический шанс — шагнуть, наверстывая упущенное, в мировое интеллектуальное действо, в созидание нового исторического мышления, планетарного сознания современной личности, ибо технологический век и соответствующее тому качество мышления давно оставили нас позади мирового эшелона, а мы, вместо того чтобы успеть вскочить на ходу на подножку быстро уходящего поезда, остаемся под откосом как пленники собственных националистически-шовинистических пристрастий!
***
Я верю, что золотой век лежит не в далеком прошлом человечества — он ждет его в будущем. Впрочем, слово «ждет» неуместное и неточное. Ибо сам по себе золотой век никого не ждет, его надо выстрадать, заслужить, за него надо бороться. Необходимо всячески гасить центробежные силы, разбрасывающие человечество по темным углам национализма, расистского угара, насилия, вражды и недоверия. Необходимо всячески способствовать центростремительным силам, объединяющим человечество в единое целое на единственно приемлемой для всех платформе мира и созидания. И я убежден, что в основание грядущего общества социальной справедливости, равенства, процветания краеугольным камнем ляжет омытый кровью и потом великий опыт согласия народов и взаимодействия культур…
***
Повторю: некоторым этим высказываниям классика литературы полвека.
Отдавая должное своему славному сыну, общественность республики отмечает его 95-летие. Все это необходимо и важно. И все же, думается, куда существеннее, полезнее и важнее не эти внешние проявления почитания и дани светлой памяти Чингиза Торекуловича Айтматова. Главное, не дать прорасти в сумасшедшей круговерти повседневных хлопот и забот, в нескончаемой погоне за внешними проявлениями успеха и благополучия траве забвения на всем том, что завещал нам этот великий гуманист и мудрец.