Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Еще в январе 2023 года презентовали проект Цифрового кодекса, но он еще не принят. Что же представляет собой проект Цифрового кодекса.

Цифровой кодекс не является попыткой заменить существующие в Кыргызстане законы и подзаконные акты, затрагивающие цифровые правоотношения. Данный документ преследует цели гармонизировать существующие и еще актуальные на сегодняшний день нормы действующего законодательства с теми правилами, которые являются абсолютным новшеством для нашей правовой системы.

Такой синергический подход, считают разработчики и эксперты, скорее, продиктован необходимостью, связанной с постоянным и стремительным развитием цифровых технологий и связанных с ними общественных отношений, а также угрозами и рисками нарушения прав и интересов человека в процессе такого развития.

Каким международным документам соответствует проект Цифрового кодекса КР

Как прокомментировали юристы правовой клиники «Адилет», структура документа достаточно понятна и соответствует классическому пониманию кодифицированных актов: кодекс состоит из общей и особенной частей и в общей сложности включает в себя 196 статей, в том числе достаточно объемный понятийный аппарат.

В основу написания данного акта легло множество международных документов и стандартов, которые на протяжении нескольких лет достаточно успешно применяются на практике в западных странах. Среди них:

  • Общий регламент защиты данных (GDPR), который выступает сводом предписаний для всех участников работы с персональными данными в Европейском союзе, в особенности субъектов, осуществляющих сбор и обработку данных пользователей Евросоюза в сети интернет.
  • Типовые законы ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (1996 г.), об электронных подписях (2001 г.), об электронных передаваемых записях (2017 г.), специально разработанные как базовый законодательный акт, в котором были прописаны основополагающие принципы недискриминации, технологической нейтральности и функциональной эквивалентности, которые обычно рассматриваются в качестве основных элементов современного цифрового права.
  • Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах (Нью-Йорк, 2005 г.).
  • Восемь руководящих принципов цифровой трансформации сектора здравоохранения (PAHO/EIH/IS/21-0004) и другие международные нормативы.

Проект Цифрового кодекса вбирает в себя положения пяти действующих законов, включая законы «Об электронном управлении», «Об электронной подписи», «О биометрической регистрации граждан», «Об информации персонального характера» и «Об электрической связи», а также около ста инструкций, положений и порядков, касающихся «аналоговой среды».

Новшеством для правовой системы Кыргызстана является введение понятий «объекты цифрового права» или «объекты цифровых правоотношений». При этом нововведением выступает как само понятие «объект цифрового права», так и те вещи и блага, которые будут признаваться такими объектами.

Цифровые права, правоотношения, пользователь и принципал данных. О чем это?

Проект кодекса выделяет следующие объекты цифровых прав:

  • определенная информация или так называемые цифровые данные (включая персональные данные), цифровые записи (в том числе в виде цифровых документов) и цифровые ресурсы;
  • система обслуживания цифровой среды — цифровые сервисы и цифровые экосистемы (совокупность цифровых систем, цифровых ресурсов и цифровых сервисов);
  • непосредственно сами устройства по обработке данных, то есть цифровые технологические системы, в том числе центры обработки данных и телекоммуникационные сети;
  • инфраструктура, к которой относятся земли, здания, строения, сооружения и иные аналогичные объекты в части доступа к ним владельцев цифровых технологических систем.

Что касается субъектов цифровых правоотношений, то в зависимости от того, на какие из обозначенных объектов у субъекта есть правомочия и какие функции в цифровой среде они выполняют, Цифровой кодекс выделяет восемь таких субъектов.

Однако особого внимания заслуживают такие субъекты цифрового пространства, как пользователь и принципал данных.

Пользователем выступает субъект цифровых правоотношений, запрашивающий или осуществляющий доступ к цифровым записям, цифровым ресурсам, цифровым сервисам.

Фактически любой из нас, кто так или иначе применяет в своей жизни блага цифровизации, выступает пользователем в цифровой среде.

То же самое можно сказать и о принципале данных, субъекте цифрового права, к которому относятся те или иные цифровые данные.

Каждый из нас может выступать принципалом, когда в отношении нас или наших данных осуществляется сбор, хранение или обработка. Наиболее ярким примером может служить сбор и обработка персональных данных государством в отношении своих граждан.

Еще один важный субъект в цифровой среде – это обработчик, та самая фигура, которая на основании договора или правового акта осуществляет сбор, запись, организацию, структурирование, накопление, хранение, адаптацию или изменение, загрузку, просмотр, использование, распространение, обмен или иной вид предоставления доступа, сопоставление или комбинирование, сокращение, удаление или уничтожение цифровых данных.

Обработчик – своего рода исполнитель поручений заказчика, которым может выступать как представители государственной власти, так и частные субъекты, включая бизнес-сообщества.

Говоря о других новшествах, которые вводит Цифровой кодекс, нельзя не упомянуть непосредственно о цифровых правах как о новой категории прав человека. Этой теме посвящено немало исследований и научных статей: одни авторы определяют цифровые права как традиционные естественные права в новом обличии, другие – превозносят эти права до абсолютно новой неизвестной человечеству ранее категории прав человека.

Цифровые права человека, согласно представленному общественности проекту Цифрового кодекса, включают в себя следующие права, реализуемые в цифровой среде субъектами цифровых правоотношений:

  • право на доступ к цифровым данным;
  • право создавать, распространять и использовать цифровые данные, обрабатывать их любым способом, не запрещенным законом;
  • право обладать цифровыми правами на созданные или полученные иным образом объекты в цифровой среде;
  • право создавать цифровые сообщества и участвовать в определении их правил;
  • право определять свою идентичность (в том числе путем указания имени, наименования, иных идентификаторов);
  • право на выход из любого цифрового сообщества с возможностью удалить любые данные, относящиеся к их идентичности в рамках цифрового сообщества.

Основной признак, который позволяет выделить указанные права в категорию цифровых прав, – это цифровое пространство, за пределами которого их реализация не представляется возможной.

Перечень цифровых прав, представленный в кодексе, не является исчерпывающим. «Многие могут принять такое решение разработчиков за недоработку или незавершенность документа. Однако, на наш взгляд, та скорость, с которой развивается цифровизация и только-только зарождающееся цифровое право, является первопричиной такого намеренного сохранения в документе определенных пробелов или «лазеек», которые в скором будущем обязательно будут дополняться или изменяться. И это касается не только перечня цифровых прав, но также и всех других положений проекта Цифрового кодекса. Вполне вероятно, что, несмотря на новизну данного нормативного акта, к примеру, список субъектов или объектов цифровых правоотношений будет необходимо пополнить абсолютно новыми фигурами или предметами уже к моменту принятия документа. Такие прогнозы основаны на столь стремительном и активном развитии цифровизации во всем мире», — прокомментировали юристы.

Зачем нужен Цифровой кодекс Кыргызстану?

Разработка и принятие Цифрового кодекса послужат гармонизации действующих в стране нормативных правовых актов, регулирующих общественные правоотношения в цифровой среде, а введение единого понятийного аппарата «цифровых» терминов и определений, установление целей и задач принятия единого документа позволят обеспечить целостность правового регулирования цифровой среды и взять правильный курс для дальнейшего развития цифрового законодательства.

При этом важно учитывать, что все указанные действия должны преследовать прежде всего цели эффективной защиты прав и интересов человека, причем не только возникающих в цифровой среде, но и общепризнанных традиционных прав и свобод.

Стоит также отметить, что проект Цифрового кодекса с момента начала разработки выступает объектом пристального внимания мирового сообщества. После доработки и представления в открытых источниках на всеобщее обозрение проект кодекса получил очень высокую оценку рабочей группы IV ЮНСИТРАЛ, а международными экспертами была отмечена его уникальность и прорывное значение для развития цифровой экономики.

https://kaktus.media/496660