На днях группа депутатов Жогорку Кенеша «разработала» поправки, призванные ужесточить законодательство, регулирующее деятельность средств массовой информации в Кыргызстане. В частности закон сужает круг лиц, которые могут учреждать СМИ, ограничивает источники финансирования редакций, и подразумевает то, что Интернет будет приравнен к СМИ.
Сейчас проект закона находится на стадии общественного обсуждения, однако уже ясно, что документ направлен на ограничение свободы слова в республике. ОФ «Институт Медиа Полиси» провел анализ законопроекта. О выводах, к которым пришла организация, редакции Zanoza.kg рассказала юрист ОФ Алтынай Исаева.
Копипаст российского законодательства
Нормы, которые предлагаются инициаторами законопроекта, абсолютно аналогичны нормам, прописанным в российском законодательстве о СМИ. Буквально скопированы с российских источников.
При этом, что касается России, то там в последние годы произошли существенные изменения законодательства в области СМИ. Эти изменения негативно повлияли на общую ситуацию по свободе слова и свободе прессы.
Лицензирование телевизионной и радиовещательной деятельности
Если говорить конкретно по предлагаемым Жогорку Кенешем нормам, то депутаты инициируют лицензирование телевизионной и радиовещательной деятельности на срок не более 10 лет. Это предложение противоречит другому проекту закона, который сейчас уже находится на рассмотрении в парламенте.
Сегодня в комитетах уже рассмотрен пакет законопроектов, предлагающий изменения и дополнения в закон о телевидении и радиовещании, о лицензионно-разрешительной деятельности и закон об электрической и почтовой связи. Этот пакет был разработан в рамках перехода на цифровое вещание и предлагаемые им нормы предусматривают ликвидацию лицензирования телевизионной и радиовещательной деятельности.
Если будет принят вот этот пакет поправок, то телерадиовещательные организации будут осуществлять свою деятельность на основании бессрочного разрешения, которое будет выдаваться Министерством культуры, информации и туризма.
Данная инициатива была разработана для того, чтобы упростить процедуру осуществления деятельности ТВ- и радиовещательных организаций и снизить число бюрократических процедур.
Вообще, по международным стандартам свободы прессы, не должно быть никакого лицензирования СМИ.
Ограничение прав собственности
Второй момент. Инициаторы поправок в Закон «О СМИ» предлагают уменьшить доли иностранного участия в СМИ, которые зарегистрированы на территории КР. Не совсем понятная, честно говоря, инициатива. Во-первых, не так уж много у нас СМИ, которые финансируются извне. Во-вторых, не ясно, чем это предложение обосновано. Проводилось ли какое-то исследование, которое доказывает, что реально существует угроза от деятельности таких СМИ на территории КР.
Сегодня у нас есть Национальная стратегия устойчивого развития на 2013-2017 годы, которая была утверждена президентом республики. В этом документе, наоборот, отмечается приоритет развития цифрового телевидения, доступа к информации, отмечается важность вхождения Кыргызстана в глобальное информационное пространство, чтобы государство могло выполнить, поставленные перед ним социальные функции в области культуры, образования и просвещения. Норма, ограничивающая иностранное участие в СМИ, противоречит национальной стратегии.
Блогеры — тоже СМИ?
Также инициаторы своим законопроектом вводят такие понятия как «продукция СМИ» и «распространение продукции СМИ». Это опять же определения, перенятые с российского законодательства. В этих определениях есть и такое понятие как «сетевое издание». В отечественных законах такое понятие отсутствует вовсе.
У нас законодательство в отношении Интернета находится в оффлайн-режиме, но это не означает, что пользователи Сети не несут никакой ответственности. Существующие законы в полном объеме позволяют привлекать сетевых нарушителей к ответственности как в гражданском порядке, так и в уголовном.
Возвращаясь к инициированным поправкам: получается, что депутаты вводят понятие «сетевое издание», не давая при этом определения, что же это такое. Есть вероятность, что под определение подпадут вообще все сайты, а любая информация, которая будет размещаться на любом сайте вне зависимости от того социальная ли это сеть или сайт информационного агентства, будет автоматически признаваться продукцией СМИ.
То есть любой сайт может быть признан СМИ. При этом юридически мы понимаем, что Интернет — это техническая коммуникативная сеть, которая не обладает такими признаками СМИ как тиражность, периодичность, территориальность.
Что касается России, там под сетевым изданием понимается любой интернет-сайт. Более того, пользователи соцсетей (блогеры), суточная аудитория которых превышает 3 тыс. посетителей, автоматически приравниваются к СМИ и несут ответственность в качестве субъекта СМИ.
Нынешняя инициатива — это не первая попытка в Кыргызстане приравнять Интернет к средствам массовой информации. Такое было и при Аскаре Акаеве, и при Курманбеке Бакиеве. Но все прежние попытки остались на уровне инициатив, потому что инициаторы не понимали, что к самой природе Интернета никак невозможно применить признаки СМИ.