Последние годы Кыргызстан держит курс на цифровизацию. В конце прошлого года кыргызстанцам сообщили, что с 30 декабря 2022 года на всей территории нашей страны цифровые документы вступили в силу и теперь признаются юридически значимыми. А в январе нынешнего года Министерство цифрового развития презентовало концепцию проекта Цифрового кодекса — единого документа, который должен выстроить гармоничную систему государственного управления в сфере цифровых технологий и обеспечить применение единых правил регулирования общественных отношений, связанных с их использованием. Таким образом, помимо обычных прав человека, появляется термин «цифровые права».
Специалисты правовой клиники «Адилет» решили разобраться в этом вопросе подробнее и провели следующий анализ.
Цифровые права — это «традиционные» права, но в цифровом пространстве. Так, к примеру, это права на свободу слова, распространение, получение, поиск информации, право на неприкосновенность частной жизни в сети Интернет. Таким образом, человек является участником всемирного цифрового пространства. Однако с развитием информационных и цифровых технологий возникают новые вызовы и угрозы.
Право на неприкосновенность личной жизни
Сегодня государство и сектор бизнеса собирают и используют все больше персональных данных, относящихся к частной жизни, в цифровом пространстве. Эти данные извлекаются с помощью личных компьютеров, смарт-часов, смартфонов, фитнес-аксессуаров, социальных сетей, даже проектов вроде «умного города». Как правило, многие подобные вещи происходят без ведома владельцев или пользователей гаджетов и систем или без их осознанного согласия. Таким образом затрагиваются права на неприкосновенность личной жизни.
Сюда также можно отнести тайное массовое слежение, перехват сообщений, сбор, хранение и анализ данных со стороны государства. Например, слежка через электронную почту, телефонные и видеозвонки, текстовые сообщения и посещаемые веб-сайты. Хотя власти некоторых стран утверждают, что такое неизбирательное массовое слежение необходимо для защиты нацбезопасности, эта практика «не допускается международным правом в области прав человека, поскольку при таких мерах невозможно проводить анализ каждого конкретного случая на предмет необходимости и соразмерности применяемых мер».
Персональные данные могут передаваться от компаний государству или частным коммерческим организациям, что также нарушает цифровые права каждого «цифрового гражданина». К примеру, такие IT-гиганты, как Google, Meta, Apple, Amazon, хранят личные данные пользователей сети Интернет, включая имя пользователя, пароль, номер телефона, платежную информацию, контент, который он создает, загружает или получает от других пользователей. К нему относятся письма, фотографии и видео, документы и таблицы, комментарии к роликам на YouTube. Эти компании не раз обвинялись в продаже данных пользователей сети.
Даже сам факт подготовки к сбору данных в цифровом пространстве, касающихся личности, семьи и жизни конкретного человека, уже затрагивает право на неприкосновенность частной жизни.
В свою очередь, право на неприкосновенность личной жизни является одним из основных прав человека. Им наделены все люди без исключения, и охватывает оно все сферы их жизнедеятельности, включая цифровое пространство. Таким образом, каждый должен иметь определенное поле для развития, свободу и взаимодействие с другими лицами в цифровом пространстве.
Как цифровые права регулируются в Кыргызстане?
Кыргызстан является полноценным и полноправным членом международного сообщества, поскольку присоединился к основным международным договорам в области прав человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы нашей страны.
Кроме того, международные стандарты прав человека имплементированы в национальное законодательство страны. В связи с этим права и свободы человека в процессах цифровизации в Кыргызстане находятся под защитой международного права, а также законодательства республики.
Однако в гражданском законодательстве Кыргызстана отсутствуют какие-либо упоминания о цифровом праве «цифровых» граждан. В то же время ежегодно объем цифровых услуг в Кыргызстане растет, вовлекая все больше граждан в качестве «цифровых граждан».
Отсутствие правового регулирования в цифровой сфере, безусловно, является сдерживающим фактором развития цифровых прав и правоотношений, делая гражданское законодательство неактуальным и не соответствующим текущему процессу.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод о необходимости усовершенствования и унифицирования нормативно-правовой базы страны в соответствии с новшествами, которые применяются в сфере цифровизации права в мировой практике.