Вопрос доступа к информации кажется скучным. Многие думают, что он интересен только журналистам и гражданским активистам. Но это касается каждого кыргызстанца. Ведь по статье 33 Конституции КР каждый кыргызстанец имеет право получать информацию. И этим правом надо пользоваться, чтобы знать многие важные вещи.
Вопросы доступа регулируются Законом «О доступе к информации», который был обновлен и принят в Жогорку Кенеше в трех чтениях.
Что предлагается в законе?
Самое главное, определен список тем, которые имеет право знать каждый гражданин КР. К ним относятся:
Субъект государственного сектора, за исключением судов, обязан в доступной форме обнародовать информацию:
1) о функциях, задачах, полномочиях и обязанностях;
2) о бюджетных средствах, а именно:
а) проектах республиканского и местных бюджетов;
б) утвержденных республиканском и местных бюджетах;
в) использовании средств республиканского и местных бюджетов, сведения о расходовании средств техпомощи (содействия) по проектам и мероприятиям, осуществляемым с участием субъектов госсектора;
г) бюджетной отчетности;
д) результатах госаудита и финансового контроля;
е) гражданском бюджете;
ж) информационные сообщения, пресс-релизы, направленные на оповещение населения о сроках проведения публичных обсуждений проектов бюджетных программ и отчетов о реализации бюджетных программ;
3) о текущей деятельности:
а) стратегических планах субъекта госсектора и отчет о его реализации;
б) программах развития территорий и отчеты об их реализации;
в) государственных и отраслевых программах, концепции, доктринах, стратегии, планах развития соответствующей отрасли, а также отчеты об их реализации;
г) статистическую информацию и показатели, характеризующие состояние и динамику развития отрасли (сферы);
д) перечни общедоступных электронных информационных ресурсов, а также ведомственных баз (банков) данных, реестров, регистров, кадастров, находящихся в их ведении;
е) аналитические доклады и обзоры о деятельности, а также отчеты и доклады о проделанной работе;
ж) сведения об официальных визитах и рабочих поездках руководителей и официальных делегаций субъектов государственного сектора;
з) сведения о решениях, принятых на официальных мероприятиях, организуемых субъектами государственного сектора;
и) тексты официальных заявлений и выступлений руководителей и уполномоченных лиц субъектов государственного сектора;
к) о деятельности консультативно-совещательных органов (советов, комиссий), в которых субъект государственного сектора является рабочим органом;
л) итогах оценки эффективности деятельности субъектов государственного сектора;
4) в сфере государственных и муниципальных услуг:
а) перечень и описание услуг, оказываемых субъектом госсектора;
б) о стандартах государственных и муниципальных услуг, подзаконных нормативных правовых актах, определяющих порядок оказания государственных и муниципальных услуг;
в) результатах общественного мониторинга качества оказания государственных и муниципальных услуг;
г) порядке обжалования результата оказания государственных и муниципальных услуг;
5) о принимаемых мерах по противодействию коррупции;
6) в сфере международного сотрудничества:
а) перечень международных организаций, в деятельности которых принимает участие госорган;
б) сведения о полученных и использованных грантах, предоставленных иностранным государством, международной или иностранной организацией и (или) фондом, по усмотрению субъекта госсектора;
в) сведения об участии субъекта госсектора в реализации международных договоров и программ международного сотрудничества, по усмотрению субъекта госсектора;
г) заключения, экспертные оценки, рекомендации и другие аналитические материалы международных организаций по вопросам деятельности субъекта госсектора;
д) иные сведения в сфере международного сотрудничества, по усмотрению субъекта государственного сектора;
7) в сфере госзакупок:
а) об НПА, регулирующих порядок осуществления госзакупок;
б) годовом плане госзакупок;
в) госзакупках, осуществляемых субъектами госсектора способами открытого конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений, из одного источника, а также через товарные биржи, товарно-сырьевые биржи, включая условия их проведения, порядок участия в них потенциальных поставщиков, протоколы об итогах госзакупок, порядок обжалования действий (бездействия), решений закупающих комиссий, эксперта, единого оператора в сфере госзакупок;
8) о порядке осуществления разрешительных действий (лицензирование, аккредитация, регистрация и другие);
9) о порядке рассмотрения и удовлетворения запросов или жалоб на действия субъектов госсектора со стороны граждан и организаций, а также примерный образец их оформления;
10) о системе документирования всех находящихся в распоряжении субъектов госсектора материалов;
11) об обращениях граждан и организаций, поступивших в субъект госсектора, о результатах рассмотрения таких обращений и принятых мерах;
12) аналитические доклады, отчеты о работе, обзоры информационного характера о деятельности субъектов государственного сектора;
13) о состоянии защиты населения и территорий от ЧС, принятых мерах по обеспечению их безопасности, прогнозируемых и возникших ЧС, приемах и способах защиты населения от них, а также иные сведения, подлежащие доведению субъектом госсектора до населения в соответствии с законами;
14) о поступлении граждан на государственную гражданскую и муниципальную службу в конкретный субъект госсектора:
а) порядок поступления граждан на службу;
б) перечень имеющихся вакантных госдолжностей на службах;
в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных госдолжностей;
г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных госдолжностей;
д) порядок обжалования решения конкурсной комиссии в случае несогласия с ее результатами кандидатов, принимавших участие в конкурсе;
15) о взаимодействии госоргана и органа МСУ с другими субъектами государственного и негосударственного сектора, в том числе международными организациями;
16) о руководителях субъектов госсектора, зарубежных представительств территориальных органов, подведомственных им организаций (с обязательным указанием Ф. И. О. и биографических данных); структуры субъектов госсектора, сведения о задачах и функциях их структурных подразделений, почтовые адреса, телефоны справочных служб и адресные реквизиты, включая адрес электронной почты, численность их работников и размер фонда оплаты труда;
17) об организациях, подведомственных субъектам госсектора; перечень организаций, их адреса, телефоны; описание выполняемых ими задач и функций, сведения об их создании, реорганизации и ликвидации, численность их работников, основные показатели деятельности, размер фонда оплаты труда;
18) номера телефонов и адресные реквизиты, включая почтовый и электронный адреса, подразделений субъектов госсектора по работе с обращениями граждан и организаций, сведения о порядке работы этих подразделений;
19) перечень зарубежных представительств субъектов госсектора, номера их телефонов и адресные реквизиты, включая почтовый и электронный адреса;
20) перечень международных организаций, в деятельности которых принимают участие субъекты госсектора;
21) об участии субъектов госсектора в реализации международных договоров КР и программ международного сотрудничества.
Кроме того, субъекты госсектора обязуются ежемесячно обнародовать на своем сайте план проведения планируемых заседаний с указанием повестки заседания, а также даты, времени и места его проведения не позднее чем за неделю до дня заседания. Физические лица, представители юрлица вправе присутствовать на заседаниях субъектов госсектора.
Что обязательно должно публиковаться?
В законе четко прописан список тем, которые не подлежат ограничению доступа:
- об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других ЧС природного и техногенного характера, которые произошли или могут произойти и угрожают здоровью и безопасности населения, и их последствиях;
- состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- фактах совершения актов терроризма;
- состоянии экологии, пожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и предметов быта;
- привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;
- фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- размерах золотовалютного резерва Нацбанка КР;
- формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих госсекреты;
- владении, пользовании или распоряжении государственным, муниципальным имуществом, в том числе копии соответствующих документов, условия получения имущества, Ф. И. О. физических лиц и наименования юридических лиц, получивших это имущество;
- нарушениях закона субъектами госсектора и их должностными лицами;
- массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящиеся в архивах, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законами в сфере защиты государственных секретов КР;
- декларации о доходах, расходах и имуществе лиц, замещающих политические, специальные, высшие административные государственные должности, политические и высшие административные муниципальные должности, а также их близких родственников, за исключением лиц, замещающих административные государственные должности, деятельность которых связана с обеспечением нацбезопасности.
Ответы на письменные запросы предоставляются в срок не более десяти рабочих дней с момента получения запроса.
Что не так?
Как отметила одна из членов рабочей группы по разработке законопроекта Фатима Якупбаева, изначально в документе была ключевая норма об общественном интересе при получении доступа к информации, но она исчезла из проекта закона.
«Она была еще на стадии обсуждения, но по инициативе администрации президента была удалена. Сразу же весь документ потерял «шарм». Вряд ли мы сможем подробно что-то узнать об известном человеке, если это потребуется. Ведь можно было опираться на общественный интерес», — рассказала она.
Еще одним важным моментом является то, что в соответствии с новым документом надо будет менять Административно-процессуальный кодекс КР из-за того, что не все госорганы относятся к исполнительной ветви власти.
«Отказы в информации могут сделать Верховный суд, Генпрокуратура, Счетная палата, институт омбудсмена, ЦИК, Жогорку Кенеш, и это будет сложно оспорить. Ведь требования закона распространяются на исполнительную ветвь власти. А в кодексе стоит прописать обязанности этих госведомств», — подчеркнула юрист.
Положительные моменты
Медиаэксперты считают, что новый закон лучше предыдущего, потому что в нем актуализированы некоторые термины, которые применяются сейчас.
А также появилась норма о том, что отказ в предоставлении информации можно обжаловать у акыйкатчы КР, чего не было ранее.
Журналист Семетей Аманбеков заявил, что в первую очередь надо соблюдать Конституцию КР и предоставлять информацию, ориентируясь на нее.
«Не секрет, что госорганы стали более закрытыми и не очень охотно предоставляют журналистам информацию, особенно если это касается расследований. Конституцию должны соблюдать все госорганы и граждане. И законы тоже. А прозрачность деятельности властей Кыргызстана будет только на пользу. Благодаря запросам удалось узнать много важной информации, которая стала полезной обществу», — подчеркнул Аманбеков.
Он добавил, что этот закон нужен особенно в свете ограничений деятельности СМИ, которые сейчас продвигаются через новый проект Закона «О СМИ».
Как он будет работать, пока не ясно. Но давно уже пора понять, что госорганы должны отчитываться о своей деятельности — неудачах и успехах, планах и провалах. Вся информация важна.
Закон «О праве на доступ к информации» должен подписать президент Садыр Жапаров, и он через 15 дней вступит в силу.
Иллюстрация на главной: Masa.media.