Генеральный директор КТРК и Наблюдательный совет телеканала после представления отчета в Жогорку Кенеше 6 июня подверглись жесткой критике.
Что мешает КТРК стать общественным каналом? Вмешательство власти? Или же это несостоятельность руководства, Наблюдательного совета? Достаточно ли усиления законодательства для того, чтобы КТРК стал общественным каналом? На эти и другие вопросы отвечали гости программы «Лицом к лицу» («Арай көз чарай»).
В дискуссии принимали участие депутат Жогорку Кенеша Садык Шер-Нияз, действующий и бывший главы Наблюдательного совета КТРК Жыпар Жекшееви Абды Сатаров.
«Азаттык»: Жыпар мырза, вы согласны с критикой депутатов, что «в первую очередь КТРК не соблюдает прописанные в законе принципы справедливости и баланса мнений, предоставляя однобокую информацию при освещении скандальных дел, а Наблюдательный совет при этом молчит»
Жыпар Жекшеев: Как бы там ни критиковали Наблюдательный совет, оставим это депутатам, это их право.
Но с их сравнением, что мы, «как страусы, спрятали головы в песок», я не согласен. От кого нам прятать головы? От генерального директора или людей во власти?
По любому вопросу мы проводим обсуждения открыто, с участием всех сторон. К нам поступает много обращений, заявлений, мы приглашаем все стороны и рассматриваем эти ситуации. Мы пресекли подачу непроверенной информации, различных домыслов и сплетен.
Рассматривали мы также вопросы, касающиеся освещения политических дел, резонансных событий. Они нам доказали, что все сведения, звучавшие в эфире, были взяты из официальных источников. Ничего от себя никто не добавлял. Но если вторая сторона не предоставляет информацию, что им показывать? То, что есть недовольные, можно сказать, это закономерное явление. Если же еще остались какие-то вопросы, то всегда можно обратиться в суд или прокуратуру.
«Азаттык»: Садык мырза, на днях депутаты парламента основательно раскритиковали руководство КТРК и его Наблюдательный совет. Особенно отличилась фракция «Ата-Мекен». Если обозначить основные моменты, то в чем причина недовольства вашей фракции
Садык Шер-Нияз: Вот, к примеру Жыпар Жекшеев говорит, что «все сведения, прозвучавшие в эфире, были взяты из официальных источников». В свое время парламентская фракция «Ата Мекен» тоже официально обращалась к КТРК с просьбой дать имм «возможность озвучить наше мнение, нашу позицию». А почему этого не было предоставлено?
Мы что, не официальный источник? Если Жогорку Кенеш в Кыргызстане не является официальным источником, тогда кто может считаться таковым? Все, что говорится в оправдание, не выдерживает никакой критики. Мы ведь создали Наблюдательный совет для того, чтобы не доводить конфликты до суда и прокуратуры? Но члены Наблюдательного совета не стали теми людьми, которые могли бы сказать, что «раз вы даете позицию одной стороны, то покажите и вторую сторону». Ведь источник, который был предоставлен Госкомитетом нацбезопасности КТРК, в итоге был дискредитирован, и они же опозорились?
«Азаттык»: Садык мырза, насколько обоснованы мнения о том, что «решение о подаче односторонних материалов на КТРК принимает не руководство канала, а делается это под давлением президентского аппарата»?
Садык Шер-Нияз: Это ясно как божий день. Из президентского аппарата, ГКНБ, аппарата правительства поступают указания: «это показывайте, это уберите». Поступают также команды- «этого человека надо очернить». И за всем этим должен следить Наблюдательный совет, который мы для этого и выбирали. Именно Наблюдательный совет должен был настоять: «Раз 15 минут вы ругали Текебаева, то и его самого покажите 15 минут». Семь дней подряд они очерняли фракцию «Ата Мекен», но нам и семи минут не дали! А ведь в этом вся суть вопроса! У каждого члена Наблюдательного совета должны быть честь и своя гражданская позиция.
«Азаттык»: Абды мырза, основное направление реформирования КТРК в общественный телеканал – это улучшение контента и подготовка общественно-значимых передач. Как реализуется эта задача? Насколько качественные и значимые программы стала предоставлять КТРК?
Абды Сатаров: Коль скоро мы поставили цель сделать КТР общественным телеканалом, то должны были идти к этому. По поводу улучшения контента канала мы в свое время выступали много раз. В связи с содержанием контента как-то даже объявили выговор генеральному директору Илиму Карыпбекову. В 2016 году весь эфир за три месяца мы проверили поминутно, проанализировали и выявили много недостатков. Решением той комиссии большинство членов Наблюдательного совета выразило недоверие Илиму Карыпбекову, и мы обратились в Жогорку Кенеш.
Прошло два года, а то письмо затерялось, и ответа никакого на него не последовало. Если говорить откровенно, то в свое время Илима Карыпбекова, думая, что он «молодой, будет работать добросовестно», мы сначала предложили на пост председателя Наблюдательного совета, а потом избрали и гендиректором КТРК. Но после того, как он занял этот пост, то перестал считаться с членами Наблюдательного совета, которые выступали представителями общества.
Расформировав призванный улучшать контент телеканала художественный совет, он сформировал новый состав из числа сотрудников КТРК. Но худсовет не должен избираться из числа самих работников организации, так как они тогда не смогут открыто выражать свое мнение, поэтому там должны быть люди извне…
Полную версию аудиопередачи (на кыргызском языке) можно послушать здесь.
Источник. Радио «Азаттык».