Комментарий медиа-эксперта ОФ «Институт Медиа Полиси» Надежды Алишевой:
Обращаясь к суду с просьбой не удовлетворять исковые требования информагентства «Фергана», чиновники Госагентства связи Кыргызстана уклоняются от ответственности за свои неправомерные действия по блокировке сайта «Фергана.ру».
Ведь именно официальное письмо ГАС, адресованное к провайдерам, послужило причиной блокировки сайта. И когда юрист ГАС утверждает, что они «никого не заставляли», он просто лукавит. Ведь Госагентство связи, будучи государственным регулятором, конкретно указал в своем письме «принять меры по блокированию», тем самым чиновники подтолкнули провайдера к совершению конкретных действий. Такой прием был равноценен «указанию», и никак не мог носить «рекомендательный характер», как пытаются оправдать себя чиновники. Здесь явно усматривается прямое давление со стороны Агентства связи.
Все мы знаем, что «Кыргызтелеком» является акционерным обществом с участием государства и по закону считается национальным оператором связи. Поэтому когда на тебя оказывает давление «государство» в лице Государственного Агентства связи, то, в данной ситуации, обсуждение любых «указаний» вышестоящих органов не уместно.
В этом случае необходимо напомнить статью 10 закона КР «Об электрической и почтовой связи», которая также подчеркивает зависимость операторов связи от государственного регулятора, который выдает им лицензии на оказание услуг связи, заключает с ними лицензионные соглашения и контролирует их деятельность.
Если рассматривать законодательную сторону, то мы увидим, что ни один национальный закон, включая профильный «Об электрической и почтовой связи», не содержит норму, которая давала бы право интернет-провайдеру контролировать содержание информации, размещаемой на сайтах его клиентов. А тем более блокировать их или закрывать совсем.
Произведенный запрет был принят без соответствующего решения суда, а следовательно, должен быть отменен. Препятствование свободному доступу к информации в Интернете противоречит международным обязательствам государства в сфере свободы информации и ограничивает обсуждение вопросов, представляющих общественный интерес.
Медиа-эксперт Н.Алишева