Премии 2017 года в области медийной и информационной грамотности, учреждённой Глобальным альянсом в поддержку партнерства по медийной и информационной граммотности (ГАПМИГ) были удостоены Центр медиа инициатив (Армения), профессор Университета Веракрузана Хесус Лау (Мексика), Проект МИГ (Франция) и Центр поддержки СМИ (Кыргызстан).
Церемония награждения лауреатов состоялась в рамках Глобальной недели 2017 года по медийной и информационной грамотности в Кингстоне (Ямайка).
Центр медиа инициатив (Армения) получил высшую награду. Веб-сайт Центра медиа инициатив mediainitiatives.am является основной платформой для критического анализа работы СМИ в Армении.
Центр медиа инициатив разрабатывает планы уроков, рекомендации и образовательные игры для школ, и тесно сотрудничает с Министерством образования в целях интеграции «медиа-грамотности» (МГ), в школьную программу. Министерство образования одобрило подготовленное этим центром пособие для учителей «Медиа грамотность». Центр медиа инициатив разработал компьютерную игру по медийной грамотности «Медиа-битва», которая была переведена на украинский, белорусский и румынский языки. Центр медиа инициатив также сотрудничает с библиотеками и музеями, используя комплексный подход для реализации пропагандируемой ЮНЕСКО концепции МИГ.
Совместные проекты Центра медиа инициатив и партнёров из Азербайджана и Турции демонстрируют, как можно использовать кинематограф и МИГ в целях улучшения коммуникации, укрепления сотрудничества и межкультурного диалога.
Профессор Хесус Лау получил второе место. Он является главным поборником продвижения и популяризации МИГ в вопросах образования в Мексике, Латинской Америке и на международном уровне.
С 1977 года он вносит активный вклад в развитие библиотечных и информационных наук. Его исследования сосредоточены на информационной грамотности и развитии навыков в этой области. Сфера его исследований была расширена и теперь включает компетенции в области медийной и информационной грамотности.
Профессор Лау является автором международных руководств по информационной грамотности для обучения на протяжении всей жизни Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений. Данные руководства были переведены на 11 языков. Он также координировал ряд проектов, финансируемых ЮНЕСКО, в том числе проект Информационная грамотность Международной Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Международный Интернет-справочник по информационной грамотности. Профессор Лау основал Международную конференцию по информационной грамотности — первую и старейшую в Мексике и в испаноязычном мире.
Получая награду, профессор Лау отметил, что настало время специалистам по информационным и библиотечным наукам, работникам средств информации, коммуникаций и технологий, а также специалистам-практикам выступить в поддержку МИГ для всех.
Третье место разделили Проект МИГ (Франция) и Центр поддержки СМИ (Кыргызстан).
Французский Проект МИГ является новаторским. Роза-Мари Фаринелла, присутствовавшая на главной конференции Глобальной недели МИГ 2017 года для получения награды за распространение медийной и информационной грамотности, руководит данным проектом. «Я так рада получить эту награду», — заявила она. «Мы работали с большим энтузиазмом и смотрели на молодых ребят, которые были воодушевлены и горды за свои творения».
Цель данного проекта – прививать детям, начиная с 10-летнего возраста, медийную и информационную грамотность. Проект направлен на развитие у молодёжи навыков в области МИГ, необходимых, чтобы отличить правдивые новости от ложных в Интернете.
Проект призван формировать у учащихся критическое мышление, наделить их инструментами интеллектуальной самообороны в переходном возрасте, и помочь им стать кибер-гражданами, которые борются с расистскими и ксенофобскими идеями в Интернете.
Центр поддержки СМИ в Кыргызстане считается пионером в области развития медийной и информационной грамотности в Центральной Азии. Центр создал механизм интеграции МИГ в систему образования.
Этот Центр играет ведущую роль в разработке учебных планов и справочной литературы для учителей. Центр также создаёт и апробирует программы для старшеклассников.
Самая новаторская часть проекта — это онлайн платформа для студентов и преподавателей «Медиа Сабак: развитие критического мышления молодежи через обучение медиа информационной грамотности». Данная платформа предоставляет возможности для изучения и тестирования МИГ онлайн. Посредством этой платформы участники могут делиться результатами обучения и получить сертификаты об окончании курса. Цель предстоящего проекта — создание региональных центров медийной грамотности для оказания наставнической поддержки.
Комитет по присуждению наград, возглавляемый ГАПМИГ, в результате продолжительного и трудного обсуждения выбрал победителей из 170 представленных кандидатур.
ГАПМИГ способствует международному сотрудничеству в целях обеспечения доступа всех граждан к медийным и информационным навыкам. На данный момент в Альянс входит свыше 500 организаций-участников из более 110 стран мира.
Контакт: Элтон Гриззл, [email protected]