В ночь на 27 ноября на кыргызско-казахской границе сотрудники ГКНБ задержали двух депутатов парламента Эмиля Жамгырчиева и Чынгыза Айдарбекова. Об этом написала в твиттере депутатка Эльвира Сурабалдиева.
«На КПП “Ак-Жол” выяснилось, что у Эмиля Жамгырчиева стоит флажок, то есть запрет на выезд. Его задержали ГКНБ. Мы собрались, его отпустили», — написала парламентарий.
При этом Сурабалдиева говорит, что не знает о местонахождении Айдарбекова.
«Чынгыза Айдарбекова нигде нет, не можем найти. Со вчерашнего дня не выходит на связь. ГКНБ молчит», – сообщила она.
AKipress со ссылкой на собственные источники в правоохранительных органах сообщил, что Айдарбеков все еще находится в ГКНБ.
Пресс-служба ГКНБ недоступна для комментариев.
В интервью «Клоопу» Сурабалдиева сказала, что телефон Айдарбекова выключен, а ГКНБ молчит.
«Ночью они с Жамгырчиевым [депутатом] ехали на похороны друга в Казахстана. На границе Жамгырчиева задержали, и пока шло разбирательство Айдарбеков пропал. Не ясно перешел ли он границу или нет. В ГКНБ молчат, не давая ни подтверждение его задержания, ни опровержения», — сказала депутатка.
Жамгырчиев и Айдарбеков были среди 18 депутатов, проголосовавших против соглашения о передачи Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану.
Айдарбекова после его критики и отказа подписывать соглашение сняли с поста главы парламентского комитета по международным дела, а также лишили дипломатического ранга чрезвычайного и полномочного посла КР
Скандальная передача Кемпир-Абадского водохранилища
17 ноября парламент Кыргызстана проголосовал за законопроекты о ратификации по границе с Узбекистаном и о совместном управлении Кемпир-Абадом сразу в трех чтениях. Документы предполагают передачу 4485 га земли под водохранилищем Узбекистану и взамен Кыргызстане получает более 19 тысяч гектаров в нескольких областях.
Более 20 выступающих против этой инициативы активистов, политиков и правозащитников водворили в СИЗО по подозрению в подготовке массовых беспорядков. Все задержанные не признают вину и говорят о давлении и
утверждают, что дело против них «сфабриковано» из-за их позиции по Кемпир-Абаду.
Также сами депутаты сообщали о том, что сотрудники ГКНБ запугивают парламентариев, которые голосовали против передачи Кемпир–Абада.
При этом президент Садыр Жапаров, комментируя массовые аресты, сказал, что они «действовали в личных интересах для создания нестабильной ситуации в стране».