Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Нурлан Адаев

В данном обзоре приводятся случаи угроз и нападений на журналистов в Оше, сделана попытка проанализировать, как ведут себя в такой ситуации редакции СМИ и правоохранительные органы, на какой стадии находится процесс расследования этих преступлений, в чем причины нападений на журналистов.

Важность работы репортёра признаёшь, когда есть какая-либо реакция на публикации, репортажи или расследования, со стороны твоих слушателей, зрителей и читателей. Но нередко такая реакция несет угрозу для жизни и здоровья. Случаи, которые произошли с сотрудником газеты «Ош шамы» и съёмочной группой телекомпании НТС в Оше, явное тому подтверждение. Кто виноват в том, что репортеры подвергаются нападению? Они сами, или же те, кто не согласен с мнением журналиста обнародовавшего тот или иной материал, или же, всё-таки, срабатывает пресловутая присказка: «оказался не в том месте не в тот час»……

Введение

На ночной и плохо освещенной улице никого не было, вдруг из мрака появились трое и начали просто так, как будто бы это их работа … избивать. Кубаныч инстинктивно начал прятать лицо от наносимых неизвестными ударов. Затем он упал. Сколько прошло времени с момента первого удара, определить было трудно. Внутри была только лишь обида и вопрос …за что?

«Не трогайте нас, оставьте нас в покое», — но требования были напрасны. Женщины кричали и пытались выхватить камеру, в толпе трудно было различить лица нападающих. Всё было как в дурном сне. Один из нападавших кулаком ударил оператора. В голове сразу же промелькнула мысль, что с коллегой, не разбита ли камера.

Это не отрывки из детективного романа, это реальные истории с реальными нападениями на реальных представителей средств массовой информации, которые произошли в Оше. Первый в ноябре 2008 года, второй в июне 2011. Было ли это спланированным актом устрашения или же просто репортёры оказались не в том месте и не в тот час, сегодня никто досконально ответить не может. Как и не может дать гарантию, что сотрудник СМИ может в любой момент оказаться в роли жертвы. Кто в этом виноват? Журналисты, которые освещают жизнь своих же сограждан, или же эти самые сограждане, не согласные с тем, как пишут и как преподносят информацию журналисты. Или же всему виной обстоятельства, в которые попадают представители СМИ. Каждая сторона, конечно же, будет аргументировать и доказывать, что правы именно они, но в любом случае аргумент в виде пошедших в дело кулаков и угроз, мягко говоря, нехорошо.

Подозрения.

Газета «Ош шамы» с момента своего создания зарекомендовала себя не просто как городская газета, финансируемая из местного бюджета, а как одно из немногих изданий которые доходчиво и профессионально доводят информацию до своих читателей. Статьи в газете печатались самые разные, но в 2009 году на страницах издания появились сразу несколько материалов, касающихся коррупции в одном из университетов города, и о незаконных постройках на реке Ак- Буура. Автором статей был Кубанычбек Жолдошев.

Главный редактор газеты «Ош шамы» Тургунбай Алдакулов рассказал, что К. Жолдошев провёл ряд журналистских расследований на темы незаконной выдачи земельных участков под бизнес, коррупцию в высших учебных заведениях, освещал митинги, организованные студентами одного из университетов. «После выхода этих материалов к нам поступали различные СМС сообщения, угрозы. Но сказать конкретно, что те или иные лица, фигурировавшие в этих статьях, повинны в избиении Кубаныча Жолдошева, я не могу, потому что нет доказательств», — сказал Т. Алдакулов.

Главред «Ош шамы» считает, что в 2009 году статьи К. Жолдошева могли не понравиться двум людям. Это местный бизнесмен, который, по словам Алдакулова, несколько раз приходил в редакцию газеты и угрожал сотрудникам газеты за написанные статьи. Вторым человеком, который через своих подчинённых «советовал» журналистам газеты не писать о митингах организованным студентами, был руководитель одного из ВУЗов города Ош.

Т.Алдакулов говорит, что «после тех угроз наш коллектив решил не ходить по одному, и всегда быть на связи друг с другом».

Ночь нападения

Но в ночь на 2 ноября 2009 года случилось то, что повергло в шок всех работников издания. Утром, придя на работу, они узнали, что минувшей ночью был избит их коллега Кубаныч Жолдошев. Сам Кубаныч не желает вспоминать ту ночь, и отказался от интервью. Всё что произошло с ним рассказал главный редактор газеты «Ош шамы» Т.Алдакулов, кроме того, в статье использованы материалы, опубликованные на местных информационных Интернет-сайтах.

Вечером 1 ноября 2009 года Кубаныч был в гостях и поздно ночью возвращался домой на такси. Через некоторое время машину остановили сотрудники автоинспекции, и под предлогом проверки наличия алкоголя в крови, увезли водителя. С журналистом остались несколько сотрудников автоинспекции, которые позже тоже уехали, но спустя какое-то время после их отъезда появились трое неизвестных молодых людей, которые избили журналиста. Нападавших не интересовали деньги или другие материальные ценности корреспондента. Они, угрожая ему ножом, требовали прекратить писать. Так рассказал пострадавший своим коллегам, находясь в больничной палате.

Через некоторое время оперативники УВД города Ош провели очную ставку с предполагаемым лицом, причастным к избиению журналиста. Но, по словам его коллеги, задержанный человек никакого отношения к инциденту, произошедшему ночью 2 ноября, не имел.

Тургунбай Алдакулов – главный редактор газеты «Ош шамы»: «По словам Кубаныча, милиция задержала одного из подозреваемых, но сам Кубаныч не узнал в нём одного из нападавших. Затем случились Ошские события, и видимо значение этого дела потеряло свой смысл. И расследование до сих пор не завершено».

Новогодний подарок

Но тот случай с Кубанычем Жолдошевым не стал единственным. Накануне нового 2010 года, вернее за две недели до праздника, 15 декабря, в редакцию газеты «Ош шамы» неизвестные прислали письмо с угрозами и патрон от автомата. Письмо было обнаружено в фойе редакции. Это анонимное сообщение представляло собой обычную новогоднюю открытку, внутри которой находился конверт. В нем удивлённые работники газеты обнаружили две записки, в первой было написано следующее:

«Ваша болтовня ничего не стоит. Может, стоит. Может, стоит только ценой вашей молодости. ВОТ ЭТО НАШ «ПРЕДНОВОГОДНИЙ АНОНС». А ОСТАЛЬНЫЕ ДВЕ, ПОКА НАХОДЯТСЯ В МАГАЗИНЕ АК. Пока считайте это самым гуманным подходом!! Но, тот, кто не благодарный когда-то должен быть наказан!!» (Стиль и орфография сохранены — Н. Адаев)

Открыв вторую записку, журналисты обнаружили … патрон от автомата. См. далее:

И пояснение к «подарку»:

«Вот это понюхайте, чем пахнет. Это сильнодействующий «препарат» для очищений ваших мозгов. Не забудьте, что вы находитесь под прицелом. Так что одумайтесь!! Хватит с вами церемонятся» (Стиль и орфография сохранены — Н. Адаев).

«Эти сообщения с угрозами оказывают на нас психологическое давление, — сказал тогда журналист газеты «Ош шамы» Кубаныч Жолдошов. — Мы находимся в шоке и не знаем что делать, не можем ходить поодиночке, приходится ходить вместе».

Связано ли избиение Кубаныча Жолдошева с предновогодним «презентом», отправленным в редакцию газеты «Ош шамы», не знает никто. Но, как считает главный редактор издания Т.Алдакулов, эти два факта говорят о многом: «Я думаю, что журналисты, работающие в периодических изданиях, всё равно будут писать статьи, изобличающие действия и работу чиновников разных рангов. Но, к сожалению, сегодня у нас в городе Ош, можно даже сказать во всей стране, нет гарантии безопасности журналистов, которые занимаются расследованиями о фактах коррупции. Потому что до сих пор нашим правоохранительным органам не хватает опыта, техники для защиты журналистов. В отличие от них отдельные чиновники или же коррумпированные бизнесмены имеют больше возможностей и средств для запугивания или же иных действий против работников средств массовой информации».

Мирный митинг. Для кого?

20 июня 2011 года на центральной площади города Ош проходил митинг, поводом которого стало возбуждение уголовного дела по факту избиения депутатом на тот момент проправительственной фракции «Ата-Журт» Камчыбеком Ташиевым своего коллеги Бахадыра Сулайманова. Тогда на юге страны был организован штаб по защите чести и достоинства народного избранника. Неподалеку от площади, возле областной администрации в Оше, в юрте, собирали подписи в поддержку парламентария. А некоторые из участников митинга и вовсе заклеили рты в знак протеста.

Освещать это мероприятие на площадь приходило много журналистов, 20 июня утром на площадь подошли корреспонденты телекомпании НТС Чинара Сыдыкова и Айжан Исмаилова. По словам Чынары Сыдыковой, они увидели митингующих, подошли к ним представились и, получив разрешение на проведение съёмок, пообещали вернуться чуть позже. Через некоторое время они пришли на площадь вместе с оператором Владимиром Безбородовым. Но как только репортеры начали работу, они услышали непонятные крики, вблизи кого — то били, и кричали «орус». Чынара Сыдыкова и Айжан Исмаилова увидели, что бьют их оператора, но за что выяснилось позже.

Владимир Безбородов – оператор телекомпании НТС: «Снимаю, снимаю, смотрю там кучка, какая-то, я камеру наверх, и они накинулись полностью. Они, наверное, подумали, что я успел заснять, как раздают деньги».

Действительно ли люди раздавали деньги или нет. Это уже другой вопрос, но именно это стало причиной нападения, думают пострадавшие репортёры. Толпа окружила сотрудников НТС и удерживала некоторое время.

Чынара Сыдыкова – корреспондент телекомпании НТС: «Мы начали выводить оператора из толпы, толпа стала кричать, мы начали отступать ниже площади, нас забили, и со всех сторон началась давка, кричали. Когда я говорила, что мы телевидение НТС, что мы журналисты, мы из Бишкека, что мы ничего против вас не имеем, мы просто передаём информацию, толпа просто нас не слушала, она была просто не в адеквате. Может там провокаторы были, один человек кричал, как это обычно бывает, я не знаю в чём дело, но минут 20 или полчаса толпа нас удерживала».

Как утверждает Чынара Сыдыкова, за всё это время, ни один человек не заступился за журналистов, и даже не поинтересовался, зачем митингующие, окружив их, пытаются от них что-то добиться, при этом агрессивно себя ведут и бьют трёх молодых людей. По словам сотрудницы НТС, не оказали им помощи и работающие рядом коллеги: «Никто не заступился, там один коллега наш был, местный журналист, но на него самого нападали, он на диктофон записывал, пока нас толпа зажимала, но потом его заметили, и он ушёл, и поэтому мы не обижаемся на него».

Между тем, УВД Оша, куда обратились с заявлением пострадавшие журналисты, заявило, что митингующие в поддержку Ташиева, НЕ ИЗБИВАЛИ съемочную группу НТС. Как тогда отметили в Управлении внутренних дел Оша, «данный факт был зарегистрирован, материалы переданы в следственный отдел управления для дальнейшего расследования, назначена судебно-медицинская экспертиза». В городской больнице, куда обратились журналисты, медики, обследовав оператора Владимира Безбородова, выявили у него ситуационный невроз.

Чынара Сыдыкова – корреспондент телекомпании НТС: «Наш оператор сделал рентген, и я тоже прошла, но мне заключение не успели сделать, Вове сказали, что у него просто ситуативный стресс, хотя до этого хирург детской больницы сказал, что у него явно посерьёзнее, чем просто стресс».

Расследование этого дела идет уже год, и когда оно завершится неизвестно. И сами журналисты не верят, что справедливость восторжествует, а виновные будут не только наказаны, но и найдены. И что самое интересное, по словам Чынары Сыдыковой, у них на руках до сих пор имеется заключение судебно медицинской экспертизы, которую они прошли в городе Бишкек, один из ключевых по своему значению документов видимо никого не интересует.

«Нам был звонок от некого сотрудника УВД Оша, он сказал, что приедет в Бишкек, и заберет заключение судмедэкспертизы. Но с тех пор они пропали, никто мне не звонил, и я не знаю, как ведется следствие. Скорее оно не ведётся, это моё мнение», — сказала Чинара Сыдыкова. Такого же мнения придерживается и пострадавший оператор НТС Владимир Безбородов, который сказал, что «никогда результата не будет, и наша милиция даже не работает над этим».

Следствие ведут.

Между тем, по словам пресс-секретаря УВД Оша Замира Сыдыкова, следственные мероприятия по фактам нападения на журналиста Кубанычбека Жолдошева и съёмочную группу телекомпании НТС продолжаются. Возбуждены уголовные дела по статье «Хулиганство»: «На сегодняшний день эти два дела находятся под личным контролем начальника УВД города Ош Суйуна Омурзакова, который дал задание активизировать работу по этим двум делам. И сегодня вновь опрашиваются свидетели. И я думаю, что в ближайшее время прояснится суть этих двух дел, и виновные будут привлечены к ответственности».

На вопрос, почему эти два уголовных дела до сих пор не раскрыты, хотя прошло уже немало времени, представитель УВД города Ош ответил, что на практике часть совершённых преступлений раскрываются по горячим следам, а часть раскрываются через некоторое время. «Я согласен с тем, что следствие по этим двум фактам затягивается, но наши сотрудники работают, и я думаю, что, в конце концов, виновные в этих нападениях будут привлечены к ответственности», — сказал пресс-секретарь.

За что бьют.

Дискуссии вокруг каждого из двух вышеназванных случаев нападений на журналистов уже закончились. Позиция представителей СМИ, медиа-экспертов ясна — никакой вины пострадавших нет. Они исполняли свой профессиональный долг, во время которого были подвергнуты нападениям. Хотя можно считать, что во многих случаях вопрос можно поставить и по-другому: как должен вести себя журналист во время своей работы, чтобы обезопасить себя от нежелательных последствий?

Корреспондент радио «Би-Би-Си» на юге Кыргызстана Айбек Абдылдаев считает, что журналист, находясь на митинге, не должен задавать провокационных вопросов, что может раздражать организаторов и провоцировать ненужную агрессию, а должен просто наблюдать за происходящим. А если журналист проводит своё расследование, то ему надо учитывать мнение всех сторон, он должен быть объективен, в противном случае, может быть подвергнут нападению. Айбек Абдылдаев всё ещё помнит, как в канун апрельских событий 2010 года он сам подвергся нападению. Тогда Айбек обратился с заявлением в милицию, но потом забрал его: «Это было похоже на политический заказ. И после апрельских событий, когда погибло 89 человек, и мы посчитали нужным забрать своё заявление обратно».

Закон един для всех, и все перед ним равны, и не может быть, чтобы закон защищал журналиста больше, чем обладателей других профессий. Но и нельзя оставлять преступления против представителей СМИ безнаказанными, потому что своей работой они раскрывают глаза обществу на многие негативные вещи, в том числе, связанные и с деятельностью представителей власти. В свою очередь, видимо, и журналистам придётся задуматься, как обезопасить себя от нежелательных последствий. Одни эксперты советуют организовывать семинары и тренинги на тему безопасности работников СМИ, другие же говорят, что журналист сам должен думать о своей безопасности и делать всё возможное, чтобы не стать жертвой нападений.

Вот как считает Алла Пятибратова – координатор ошского общественного объединения «Ошский ресурсный центр СМИ»: «Спасение утопающих в руках сами утопающих. Каждый должен думать о своей безопасности сам, а если эту работу возложить на органы правопорядка, то у них людей не хватит. Я не думаю, что каждому журналисту нужен телохранитель. Милиция должна защищать всё общество».

Но в первую очередь думать о безопасности журналиста должна редакция, в которой тот работает, и принимать превентивные меры для защиты своих сотрудников. К сожалению, у большинства СМИ, работающих на юге страны, отсутствует штатный юрист, который мог бы регулярно проводить необходимые тренинги по вопросам ответственности в работе журналистов. Ведь почти все случаи нападения возникают именно из-за незнания журналистом своих прав и обязанностей. На практике многие выпускники журналистских факультетов не имеют понятия о том, как можно защититься от нападений или же, скажем, от подачи на них в суд, что и приводит к различным конфликтам, где нередко жертвой нападений становится сотрудник СМИ.

Сегодня в регионах республики работают сотрудники филиалов тех или иных центральных или зарубежных СМИ, которые получают задания из Бишкека. И это нормальная практика. У журналиста, работающего в Оше, Джалал-Абаде или в Баткене образуется свой круг знакомых, у которых он может беспрепятственно получить ту или иную информацию, но обратной стороной таких контактов, становится то, что этим людям, порой, не нравится подача материала в том виде, как просит редакция. Вот и приходится корреспондентам, чтобы дать хороший материал, лавировать между «близким соседом и дальним родственником», что опять-таки может повлиять на работу журналиста.

Если подробно изучить все факты нападений, то часть из них не связана с журналистской деятельностью пострадавшего, всё ограничивается бытовым конфликтом. Журналист, который подвергся нападению, или же его коллеги, не изучив суть дела, делают из этого «сенсацию». Что приводит к негативному мнению в обществе, что работник средства массовой информации принадлежит к «касте неприкасаемых», и это, в свою очередь, сильно бьёт по авторитету всех работников СМИ.

Но есть и другие причины, которые тесно связаны с профессиональной деятельностью журналистов. Не секрет, что в Оше работа журналиста остаётся одной из самых опасных. И если обратиться к фактам, то с 2006 года сотрудникам СМИ приходилось не только освещать, но и непосредственно быть свидетелями более десяти спецопераций по ликвидации незаконных бандформирований. Не говоря уже о трагических событиях 2010 года. Во время таких событий избежать жертв среди журналистов удавалось благодаря советам и инструкциям, как спецслужб, так и правоохранительных органов. Но это в так называемой боевой обстановке.

А что делать в «мирное время? Ведь до сих пор точка по делу об убийстве корреспондента «Голоса Америки» и радио «Свобода» Алишера Саипова не поставлена.