Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Кабмин объявил реформу в управлении государственными активами.

Все эти действия больше напоминают имитацию бурной деятельности, и станет ли от этого управление госактивами прозрачным, неизвестно. Kaktus.media вспоминает истории нескольких компаний, которое так или иначе было под государственным управлением.

«Кумтор»

Весной 2021 года в ЗАО «Кумтор голд компани» было введено внешнее управление. Кыргызская сторона предъявила иск о возмещении экологического ущерба, который суд оценил в размере 260 млрд сомов.

Разбирательства продлились больше года и завершились полным разрывом сотрудничества с Centerra Gold. После длительных переговоров и предварительных судебных разбирательств стороны пришли к мировому соглашению: канадские инвесторы отказывались от своей доли в компании, в ответ кыргызская сторона прощала им компенсацию за экологический ущерб.

«Месторождение Кумтор полностью и бесповоротно возвращено Кыргызстану. Это соглашение выгодно для национальных интересов страны», — уверяли власти.

Таким образом, полную ответственность за судьбу «Кумтора» взяли на себя власти. Однако такие условия соглашения вызвали сомнения. Экологи отмечали, что причиненный вред экологии и затраты на рекультивацию рудника Кыргызстану обойдутся дороже, чем уступки канадских инвесторов.

После перехода компании кыргызской стороне Счетная палата начала проверять ее финансовую деятельность и выявила финансовые нарушения, коррупционные схемы, незаконную растрату средств. В настоящее время Тенгиз Болтурук и члены руководства компании задержаны по обвинению в коррупции.

Остались вопросы:

  • Когда и как будут осуществлены культивационные мероприятия? Пока известно лишь то, что компания должна разработать технический проект рекультивации и совместно с международными консультантами составить смету расходов. Сроки не обозначены.
  • Когда, как и из каких источников будет возмещен экологический ущерб в 250 млрд сомов, который обозначил суд? Отметим, президент Садыр Жапаров в свое время не ответил на этот вопрос.
  • Госструктуры неохотно делятся информацией о добыче и реализации золота «Кумтора», данные частично засекречены. Из-за скрытости периодически в обществе возникают слухи о незаконном выводе золота из страны, которые с переменным успехом потом опровергают. Так, в прошлом году возникли слухи о выводе 19,2 тонны золота. Однако журналисты из открытых источников уточнили, что золото продано в Швейцарию.
  • По предварительным данным следствия, во время временного управления на «Кумторе» государству был причинен ущерб на сумму около 1 млрд сомов. Сейчас власти всех собак вешают на уже бывшего управляющего Тенгиза Болтурука, он же в свою очередь отрицает вину. Власти обещают, что добьются полного возмещения ущерба, но возникают другие вопросы. Действительно ли Болтурук является главным и единственным организатором коррупции на «Кумторе» или же в ней замешаны и другие политические деятели? И даже если его признают виновным, а 1 млрд для возмещения ущерба у него нет, то они так и не вернутся в компанию?

Дело «Кумтора» может остаться в истории как величайшая махинация. Вероятно, в будущем он породит целую серию уголовных дел в отношении влиятельных политиков.

«Наследие великих кочевников»

 

Амбициозный проект кабмина — холдинг «Наследие великих кочевников» должен был стать ведущим госпредприятием и сосредоточить в себе практически весь сектор недропользования. Но что-то пошло не так.

Холдинг создали в начале 2022 года. Уставный капитал был определен в размере 100 млн сомов, в течение года его хотели довести до 10-15 млрд. Холдинг должен был управлять ЗАО «Кумтор», его главой был назначен Тенгиз Болтурук. Саму организацию и ее проекты, а они были из самых разных отраслей, финансировала золоторудная компания, причем щедро. На средства «Кумтора» для холдинга арендовали дорогостоящий офис в центре города, закупали итальянскую мебель. Через полгода ситуация изменилась: Тенгиз Болтурук был арестован, все проекты заморожены, а сам холдинг решено было ликвидировать.

Отметим, уставный капитал холдинга составил 3,4 млрд сомов, в бюджет будет возвращено лишь 2,7 млрд сомов. Около 700 млн планировали направить на обязательства холдинга: около 670-680 млн сомов за лицензии на добычу и разработку месторождений. Таким образом, отмечали в кабмине, эти средства будут возвращены казну. Около 20 млн сомов направят на выплату заработной платы работникам и аренду здания.

Сейчас остаются множество вопросов:

  • В чем был смысл создания холдинга, ведь он дублирует функции уже существующих госпредприятий «Кыргызиндустрия», «Кыргызалтын», «Кыргызгеология» и другие?
  • Что будет с проектами «Наследия великих кочевников»? Холдинг работал с 32 проектами самых разных направлений. Предусматривалось даже создание театра. По некоторым были заказаны разработка технико-экономических обоснований, привлечены сотрудники.
  • Кто в итоге, кроме Тенгиза Болтурука, понесет ответственность за судьбу холдинга, который обошелся бюджету в десятки миллионов?

Судьбу холдинга «Наследие великих кочевников» можно коротко резюмировать: деньги потрачены, проекты написаны, и, естественно, ответственности никто не понесет.

Госбанк развития

В конце прошлого года в Кыргызстане создали Госбанк развития для выдачи кредитов бизнесу. Инициатором являлся Акылбек Жапаров, единственным учредителем — Госагентство по управлению госимуществом.

Уставный капитал банка составляет 2 млрд сомов. Новое государственное финансовое учреждение возглавила бывшая россиянка Евгения Судец, которая незадолго до этого в упрощенном порядке получила кыргызское гражданство. До этого она долгое время на руководящей позиции работала в российском банке ВТБ. В одном из своих интервью она рассказала, что в Кыргызстан на работу в Госбанке ее пригласил лично Акылбек Жапаров.

По словам Жанара Акаева, при назначении на должность она определила себе зарплату в размере 1 млн сомов. Однако сама Судец опровергла. По ее словам, эти зарплаты не были уплачены, выделенные из бюджета 2 млрд хранятся на банковском счете. 15 апреля Судец по собственному желанию подала в отставку.

Госбанк развития должен заработать к концу первого квартала 2023 года, но о его активной деятельности ничего не слышно. Между тем, еще не начав работать, Госбанк оказался в центре скандала. Дело в том, что в кабмине рассматривали вариант передачи ЗАО «Альфа Телеком» (сотовый оператор Mega) Госбанку развития в рамках Программы приватизации государственного имущества. Предварительно сотовая компания оценивается в $170,3 млн (14,6 млрд сомов). В расследовании «ПолитКлиники» утверждается, что некий Владимир Андросик, в прошлом владевшим акциями сотового оператора и связанны с Максимом Бакиевым, может являться супругом Евгении Судец. Таким образом, при передаче Mega Госбанку компания оказалась бы под влиянием Бакиева, предположили журналисты.

Возникают следующие вопросы:

  • Общественность задалась вопросом: почему кабмин привлек бывшую гражданку другой страны для управления новым финансовым учреждением? В целом привлечение выходцев из других стран на руководящую должность является нормальной мировой практикой, но в истории Кыргызстана такого опыта очень мало.
  • Какие есть открытые инструменты для отслеживание деятельности банка? Дело в том, что банк прошел все необходимые регистрации, недавно выпустил акции, однако у банка нет сайта, о его деятельности известно очень мало, в целом организация является непубличной.
  • Призванный кредитовать бизнес Госбанк не ведет информационную кампанию в предпринимательской среде. Совершенно непонятно, по каким условиям бизнес может получать кредиты?
  • На фоне слухов о возможной связи Судец с Максимом Бакиевым появилось сомнение, не станет ли Госбанк инструментом для возвращения ЗАО «Альфа Телеком» Бакиеву?

«Керемет Банк»

«Керемет банк» сейчас принадлежит Нацбанку. До того как банк стал государственным активом, он имел неприятную историю.

«Керемет банк» берет свое начало от «КыргызПромстройБанка», чьи активы перешли в бакиевские времена «АзияУниверсалБанку». В свое время учреждение привлекло внимание российских органов за подозрительно внушительные отчисления российским компаниям за различные услуги. Уже после апрельских событий его национализировали. Ранее Kaktus.media писал, что в 2010 году банк находился в убыточном состоянии и на базе его активов был создан «Залкар Банк».

Вскоре в новом банке начались проблемы. По данным издания «Ведомости», 2013 году российский «Инвестиционный торговый бизнес холдинг» приобрел 90% акций «Залкар банка», остальные акции принадлежали кыргызскому правительству и частным лицам. Андрей Гойхман был назначен зампредседателем правления банка. В июле 2013 года фирменное наименование ОАО «Залкар Банк» было изменено на ОАО «Российский инвестиционный банк» («Росинбанк»).

В 2018 году Финпол задержал Гойхмана по обвинению в легализации и отмывании преступных доходов. Ведомство утверждало, что нашло в «Росинбанке» «схему по отмыванию денег», с помощью которой легализовали свыше 3 млрд рублей. В начале 2020 года Верховный суд оставил решение нижестоящих судов: Андрей Гойхман осужден на 9 лет, с него взыскано 489 млн сомов.

Для решения проблем с ликвидностью «Росинбанка» Нацбанк предоставил кредит под залог акций, ввел режим прямого банковского надзора и потребовал исполнить план финансового оздоровления. «Росинбанк» не справился с кредитными обязательствами и заложенные акции стали собственностью Нацбанка и в 2019 году переименовал его в «Керемет банк». На сайте банка сообщается, что в настоящее время доля владения НБ КР составляет 97,45 %.

В прошлом году ГКНБ возбудил уголовное дело уголовное дело за необоснованное приобретение акций , «тогда как деятельность этого банка была заведомо убыточной, а активы не имели для государства финансовой целесообразности». Также, по данным следствия, из «Керемет Банка» были выведены более $32 млн.

По данным Генпрокуратуры, в отношении сотрудников «Керемет банка» возбудили уголовное дело по статьям «Мошенничество», «Легализация (отмывание) преступных доходов» и «Подделка документов».

  • С декабря начались арест, к настоящему моменту задержаны четыре человека. Но будут ли привлечены к ответственности все причастные лица и лица по делу еще «Росинбанка»?
  • Депутат Дастан Бекешев заявлял, что Нацбанк выдал кредит, заведомо зная, что «Росинбанк» не сможет его погасить. Почему правоохранительные органы тогда же не обратили внимания на сомнительную сделку, а начали расследовать лишь через три года?

На примере историй этих компаний можно делать вывод: государственный менеджмент вызывает массу вопросов. Активы размывают под предлогом финансирования сомнительных проектов, а каждый, кто назначен управлять госкомпанией, считает ее вотчиной и распоряжается по личному усмотрению.

https://kaktus.media/479658