Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В ночь с 3 на 4 апреля от ножевых ранений скончалась женщина. В убийстве признался ее бывший муж. Мужчина пошел в милицию, где сообщил, что убил бывшую жену, потому что она разозлила его. Он рассказал, что пришел ночью к женщине и уговаривал вернуться, но она отказалась.

4 апреля стало известно, что женщину забили молотком до смерти, а затем держали ее тело 10 дней на кухне частного дома. Подозреваемым проходит знакомый убитой.

Эти трагические случаи произошли в Кыргызстане только за одну неделю. К сожалению, насилие в стране достигло угрожающего уровня.

Справка

Кыргызстан занял 95-е из 177 мест в Глобальном индексе мира и безопасности женщин (WPS) за 2023 год. Это худший результат среди стран Центральной Азии. Для сравнения, Туркменистан оказался на 58-м месте, Казахстан на 70-м, Таджикистан на 90-м, Узбекистан на 94-м. По итогам 2021 года Кыргызстан занял 97-е место. Тогда исследование проводилось в 170 странах.

«Женщины в Кыргызстане страдают от бытового насилия, торговли людьми и других форм физического или сексуального насилия. Кроме того, возрождение некоторых форм социально-культурной практики, зачастую ошибочно истолковываемых как религиозный обычай, все больше ограничивает право женщины самостоятельно распоряжаться своей жизнью», — бьют тревогу специалисты Программы «ООН-женщины».

***

Индира (имя изменено) прожила с мужем 14 лет, родила четверых сыновей и работала в одной из лучших районных школ. И терпела побои мужа. Она ушла лишь после того, как он избивал ее с 10 вечера до 3 часов ночи. Затем выгнал на улицу голой и при этом кричал: «В этом доме у тебя ничего нет! Ребенка сможет родить даже собака! Во всем виновата ты сама! В следующий раз я выколю тебе глаза и сломаю руки и ноги! Могу даже убить!»

В суде мужчина потребовал со своей жены алименты. Муж пострадавшей женщины и его родственники (его мать и сестра) больше года не показывают женщине детей и угрожают лишить материнских прав.

***

Второй муж Каныкей (имя изменено) оказался алкоголиком.

«Он не был тираном. И вообще вроде бы неплохой человек. Мне все казалось, что я смогу его спасти. На Новый год мы поехали к его маме, которой 70 лет. Там были ее подружка и одна из сестер моего мужа. Зашел разговор, и я сказала, что не хочу жить с вашим сыном, потому что он алкаш. И свекровь меня ударила так, что я упала со стула. После этого меня начали избивать. А я кормящая, рядом ползает полугодовалая дочь… К счастью, в этот момент старший сын позвонил. И каким-то образом он понял, что за мной надо приехать… В общем, я очнулась уже в реанимации. Перелом носа, сильнейшее сотрясение, гематомы по всему телу… Сейчас на учете у маммолога состою, потому что в груди опухоль образовалась, пока доброкачественная», — рассказывает она.

***

Алтынай (имя изменено) было 23 года. Она рано вышла замуж, родила двоих детей. При этом они жили со свекром и свекровью в однокомнатной квартире. Муж уходил на работу, а она оставалась обслуживать его родителей. Он сам сутками мог не приходить домой. Говорил, что задерживается на работе. Потом Алтынай узнала, что он ей изменял.

Когда она спросила, где он бывает ночами, муж ее побил, сказав, что она не имеет права его контролировать. Алтынай оставила детям несколько голосовых сообщений, вышла во двор и повесилась.

Муж женщины получил пробацию. При этом дети остались с ним. И он не дает видеться им с родителями Алтынай.

***

По мнению полковника милиции в отставке Александра Зеличенко, ситуацию может изменить только неотвратимость наказания. Преступник должен четко понимать: он получит наказание, и ему от этого никуда не деться.

«Суть наказания не в его жестокости, а в его неотвратимости. Ни одна страна в мире еще не смогла обеспечить на 100% неотвратимость наказания. Но и даже с учетом этого наша система должна работать лучше. Также все еще остаются недостатки в законодательстве. Наше общество должно выработать очень жесткие, четкие рамки отношения к семейному насилию. Мы должны выработать абсолютную нетерпимость к этому явлению», — говорит Зеличенко.

Экс-омбудсмен Атыр Абдрахматова считает, что власти должны обеспечить гласность и неизбежность ответственности за все виды насилия над женщинами.

«Постоянно демонстрировать, как на словах, так и в действиях, что они не поддерживают такие укоренившиеся явления, как найти знакомых, договориться, подкупить правоохранителей, суд или потерпевшую, тем самым прекратить дело или переквалифицировать на менее тяжкое и избежать ответственности. Каждый должен понимать, что за любое нарушение прав женщины понесет соразмерное наказание. Каждая девочка, женщина должна чувствовать защиту со стороны государства и чиновников, а не наоборот», — подчеркнула омбудсмен.

Справка

В 2022 году перед рассмотрением в Комитете ООН по правам человека официального доклада кабинета министров о выполнении Кыргызстаном Международного пакта о гражданских и политических правах Атыр Абдрахматова (которая в тот момент был омбудсменом страны) подала альтернативный доклад в ООН. Суть ее обращения в ООН касалась того, что государство не обеспечило принцип неотвратимости наказания за все виды насилия в отношении женщин и детей.

В свою очередь в правоохранительных органах говорят, что противодействуют домашнему насилию в рамках своих полномочий.

«Потерпевшие пишут заявление и сначала активно участвуют в делах, — говорит заместитель начальника УВД Свердловского района Бишкека майор милиции Кайрат Иманалиев. — Затем направляем их на судебно-медицинскую экспертизу, проводим следственные действия. Однако как только потерпевшие получают направление в судмедэкспертизу, не проходят ее по каким-то причинам. Когда мы начали выяснять, из-за чего пострадавшие отказываются, то выяснилось, что из-за родственников и мнения общественности. В итоге невозможно определить нанесенный вред здоровью. Еще и встречное заявление пишут».

Эксперты считают, что женщины пишут встречное заявление по нескольким причинам. В том числе из-за несовершенства системы дознания.

«Женщины, подвергшиеся насилию, на самом деле подвергаются насилию несколько раз. Прежде всего это сам факт, потом писали заявление. Это тоже очень большое испытание. Потом допросы. Бесконечный допрос. Дело возбуждают, не возбуждают, очные ставки, экспертизы бесконечные…» — говорит координатор по работе с пострадавшими от гендерного насилия ОО «Гражданский союз» Галина Давлетбаева.

Асель Ногойбаева, пострадавшая от рук бывшего мужа, также считает, что правоохранительные органы нередко игнорируют случаи семейного насилия.

«Как у нас размышляют: они же семья, сегодня ссорятся, а завтра помирятся». Но важно знать, что женщина не может бороться, боится и не знает, что делать. У нас не проводятся профилактические мероприятия, — утверждает Асель. — Возможно, это предусмотрено в законе, но на практике не реализуется. Например, женщине, подвергшейся насилию, выдается охранный ордер. Но для меня это стало всего лишь бумагой, поскольку мне ничего не объяснили. Недавно я увидела в интернете, что милиция посещала, проверяла семьи, где зафиксировано насилие. Честно говоря, я впервые видела такое мероприятие. Сократить насилие можно, если правоохранительные органы будут четко выполнять свою работу и уделять внимание таким проблемам. Некоторые насильники поймут после одного предупреждения. Некоторые нет, им нужно сначала объяснить, а если они повторят свои действия, то их следует оштрафовать на крупную сумму, а затем арестовать. С человеком, совершившим насилие, должен работать психолог. Потому что насильник, которого наказали, становится еще более агрессивным. Вернувшись домой, он снова избивает жену, мол, это из-за тебя меня наказали. После того как меня покалечил муж, мне предоставили государственную охрану. Охраняли двое милиционеров. У меня вопрос: можно ли было предоставить госохрану до истязания? Если государство будет реально наказывать и правоохранительные органы будут заниматься профилактикой, то количество случаев насилия уменьшится».

Эксперты обращают внимание еще на одну проблему: бытовой насильник нередко получает либо пробацию, либо отделывается штрафом или общественными работами.

Случай из практики кризисного центра «Сезим». Мужчина чуть не убил жену. Его приговорили к общественным работам — он должен был подметать. И он привел свою жену (пострадавшую от насилия) и говорит: «Вот, теперь носом будешь убирать, раз я из-за тебя должен подметать». Там рядом люди стояли, он предложил деньги за это подметание, и вместо него кто-то за деньги подмел.

«Семейное насилие есть как отдельное правонарушение в кодексе с 2017 года. Но там оно рассматривалось как проступок. То есть как если бы на улице в неположенном месте мусор выкинул. Вот такого рода правонарушение, за которое был предусмотрен штраф от 30 до 60 тысяч сомов, — поясняет адвокат Есения Рамазанова. — Получается, что насильник выплачивал этот штраф из общего семейного бюджета. Заплатил и еще раз жене по башке дал, потому что, мол, из-за тебя мы без денег остались. А вот уже, согласно поправкам от 2021 года, семейное насилие включено в Уголовный кодекс. Уже предусмотрено и лишение свободы».

Однако действующее законодательство направлено на гуманизацию наказания.

«Поэтому судьи имеют право — и даже должны — выбирать наиболее мягкое из имеющихся видов наказания, — говорит Есения Рамазанова. — Вот почему к семейному насильнику нередко применяется пробация. Судьи действуют в рамках законодательства».

Есения Рамазанова поясняет, что пробация не применяется в том случае, если насилие фиксировалось неоднократно.

«Поэтому я призываю женщин не терпеть, а обращаться в правоохранительные органы, — говорит Рамазанова. — Писать заявление, проходить экспертизу. Каждый раз фиксировать. И это повод для большего наказания, для применения статьи «Истязание».

Заместитель начальника УВД Свердловского района Бишкека Кайрат Иманалиев также подчеркивает, что пострадавшим от семейного насилия необходимо обращаться в милицию.

«Если будет регистрироваться несколько раз факт насилия, даже если пострадавшая постоянно будет обращаться со встречным заявлением, то, основываясь на статью 138 УПК об истязании, можем возбудить уголовное дело и провести расследование, — сказал Иманалиев. — Там мы выясняем, по каким причинам повторяется семейное насилие. Когда мы возбуждаем уголовное дело, то нужно прямое разрешение пострадавшей стороны. Но в этом случае мы можем воспользоваться первым согласием пострадавшей стороны».

Милиционеры и юристы призывают женщин, пострадавших от насилия, обращаться в кризисные центры, в СМИ.

«Сейчас очень хорошо работает юридическая помощь, гарантированная государством, она почти во всех регионах Кыргызстана. Открылись пункты, где абсолютно бесплатно могут получить поддержку. И по гражданским делам тоже. Это расторжение брака, алименты, определение места жительства ребенка», — поясняет Галина Давлетбаева.

Не терпеть призывает женщин и Асель Ногойбаева.

«Моя история — это история о сотнях тысяч женщин с разбитыми судьбами по всему Кыргызстану. Пока не накажут всех виновных в насилии, это никогда не закончится, насилие будет продолжаться. Не нужно это терпеть, говоря, что избил всего один раз, или терпеть ради детей. Сестры и сестренки, защищайте свои права, жизнь и здоровье! Не терпите насилие, не соглашайтесь на это», — призвала Ногойбаева.

Что делать, если столкнулись с насилием

В кризисном центре «Сезим» предупреждают: домашнее насилие может принимать разные формы. Иногда домашнее насилие может стать реальной угрозой для жизни и здоровья. Многие женщины считают, что насилие, случившееся один раз, не повторится больше никогда. Но практика показывает, что это не так.

Что делать пострадавшим от домашнего или гендерного насилия

Обязательно обращайтесь за помощью:

  • Милиция — 102;
  • горячая линия МЧС КР — 112;
  • телефон доверия для детей — 111;
  • акыйкатчы КР (омбудсмен) — 115;
  • кризисный центр «Сезим» — 0312 31 64 66, 0551 31 64 66 (понедельник — пятница, с 09:00 до 17:00), горячая линия — 0312 51 26 40, 0501 51 26 40 (без выходных, с 08:00 до 20:00).

Обратитесь за юридической поддержкой (ее можно получить бесплатно).

Горячая линия Министерства юстиции — 114.

Офисы бесплатной юридической помощи по всей стране.

Сообщите близким.

Обязательно сообщите родственникам или близким, которым доверяете, что стали жертвой домашнего насилия.

Обратитесь к врачу.

Обратитесь к медицинскому специалисту, который осмотрит вас и зафиксирует побои.

Важно помнить: если вы столкнулись с насилием, в этом нет вашей вины. Применять насилие или нет — это всегда выбор агрессора, независящий от вас. Но есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы сделать свою жизнь и жизнь ваших детей безопаснее.

Данная публикация стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Kaktus.media несет ответственность за содержание публикации, которое необязательно отражает позицию USAID или правительства США.

https://kaktus.media/498719