Уже год каждое утро этих специалистов начинается одинаково: они сообщают кыргызстанцам об эпидемиологической ситуации в стране. Именно благодаря им мы узнаем, сколько заразившихся коронавирусом выявили и сколько человек умерли.
За год пандемии Sputnik Кыргызстан часто рассказывал о героях-медиках и волонтерах, делилися историями тех, кто помогал нуждающимся в трудную минуту. На этот раз речь пойдет о пяти специалистах, которые работали в Республиканском штабе по противодействию коронавирусной инфекции. Пять пресс-секретарей разных ведомств объединили в команду, которая ежедневно информировала кыргызстанцев о главных событиях, связанных с COVID-19.
Работа в режиме «24/7»
Алия Курбанова, пресс-секретарь ОАО «Международный аэропорт «Манас», начала работать в штабе в марте 2020 года.
«Требовались специалисты для освещения работы штаба. Меня пригласили в команду, была поставлена задача доносить до людей проверенную информацию об эпидемиологической ситуации. Когда мы только начали работать, думаю, многие надеялись, что в Кыргызстане пандемия бушевать не будет. Но в марте произошли события, которые разделили реальность на «до» и «после».
18 марта выявили первых зараженных, вскоре был объявлен режим ЧС, а потом и ЧП… Началась паника. Мы должны были освещать работу штаба, а также помогать журналистам, разъясняя интересовавшие их вопросы.
За первые месяцы провели сотни брифингов. Были вынуждены перейти на удаленный режим работы, так как большая часть команды заразилась. Многие, несмотря на болезнь, трудились дистанционно. Работа велась в режиме «24/7″. Коллеги из СМИ обращались с вопросами, мы старались отвечать оперативно.
Все это время информационной поддержкой штаба занимались пять человек. В стране сменились президент и несколько премьер-министров, но наша команда трудится в прежнем составе».
Обрабатывали огромное количество информации
До пандемии Сейил Карыбекова работала редактором итоговых программ на государственном ТВ. 18 марта она приняла участие в первом совещании по эпидемиологической ситуации в Кыргызстане.
«В тот день выявили первых больных COVID-19, а через неделю их было уже гораздо больше. В Бишкеке установили блокпосты, ввели комендантский час…
Я отвечала за проведение брифингов, по мере поступления информации помогала коллегам писать новости для нашего Telegram-канала. Мы обрабатывали огромное количество информации!
Через какое-то время большинство сотрудников штаба заразились вирусом. В июле было принято решение работать из дома, но так как я отвечала за медийную часть, мне и режиссеру нужно было регулярно приходить в офис. Вскоре проведение брифингов приостановили, команда полностью перешла на «удаленку».
Какое-то время события, связанные с пандемией, были первыми по важности в стране. После октябрьских выборов и волнений ситуация изменилась, члены нашей команды вернулись к основной работе. Однако мы продолжаем регулярно сообщать главные новости, касающиеся COVID-19″.
Эмоциональная нагрузка была колоссальной
Сотрудника Республиканского центра укрепления здоровья Алию Назымову пригласили в штаб потому, что требовался журналист, разбирающийся в медицине.
«Меня, как и других специалистов, пригласил Чынгыз Эсенгулов (пресс-секретарь премьер-министра. — Ред.). К штабу я присоединилась в апреле, через месяц после того, как стартовал проект.
Хотя моя основная работа была связана с медициной, в штабе все оказалось намного сложнее. Мы все испытывали колоссальную психологическую нагрузку. Человек, не связанный с работой СМИ, мог «переключиться» с пандемии на что-то другое, а у нас ежедневно главной была информация о числе заразившихся и умерших. Каждый день мы выдавали десятки сообщений об эпидемии. Эти данные были не просто цифрами. Очень часто в списке больных оказывались близкие. Были моменты, когда кто-то из нас узнавал, что среди умерших есть его друг . . .
Какое-то время мы работали на износ. Понимаю, что нас могут критиковать, но не совру, если скажу, что команда, освещавшая работу штаба, делала все, что было в ее силах. И до сих пор мы продолжаем это дело. Нам очень хочется больше не слышать слов «коронавирус», «пандемия», «маска», но никто не знает, когда это произойдет».
Руководство менялось несколько раз
Пресс-секретарь Госагентства по регулированию топливно-энергетического комплекса Айнура Касымова готовила заявления региональных комендантов, а также писала новости на кыргызском языке.
«В штаб меня отправили работать в марте. Наш руководитель предположил, что к июлю все закончится и мы вернемся на свои места. Прошел год, и мы до сих пор каждый день пишем о пандемии…
Я переводила на кыргызский язык тексты для Telegram-канала, кроме того, готовила речи комендантов. Хотя руководство штаба уже несколько раз сменилось, наша команда продолжает работать в прежнем составе».
Люди продолжают пренебрегать правилами безопасности
Мээрим Искакова, пресс-секретарь ГП «Инфоком» при Государственной регистрационной службе, признается, что переломным моментом в работе штаба стал день, когда скончался медик, который трудился в «красной зоне».
«Меня откомандировали в штаб 16 марта. В правительстве объяснили, что команде нужны хорошие пресс-секретари и телевизионщики. Финансы, комендантский час, проблемы здравоохранения — мы должны были освещать все эти темы просто и понятно, чтобы журналисты могли использовать информацию. У сотрудников СМИ и обычных граждан было много вопросов, к сожалению, отвечать оперативно удавалось не всегда. Мы понимали, что надо работать на опережение, но и сами часто не могли получить нужные сведения от госорганов.
Труднее всего было в «черном» июле, когда от коронавируса скончались сотни пациентов. Я сама перенесла болезнь очень тяжело, и меня до последнего удивляли люди, которые, несмотря ни на что, пренебрегали правилами безопасности…
Прошел год, но пандемия, к сожалению, не осталась в 2020-м. Ситуация по-прежнему непростая, и штаб продолжает свою деятельность».
О других людях, помогавших Штабу, мы обязательно еще расскажем в следующих материалах, посвященных годовщине борьбы с коронавирусом в Кыргызстане.
Еще: https://ru.sputnik.kg/society/20210328/1051924604/kak-pyat-devushek-iz-kr-stali-chastyu-shtaba.html