Операторский бизнес стремительно меняется во всем мире. Компании, которые раньше зарабатывали деньги на продаже голосового трафика, теперь делают ставку на интернет, а в будущем – на специальные сервисы. Об экономике мобильной связи и современных трендах Digitl.Report рассказал эксперт крупной мировой операторской компании Turkcell Group, заместитель генерального директора life:) в Беларуси Алтунташ Бахаттин Мурат.
В группу входят компании, которые расположены в странах СНГ. Как вы оцениваете эффективность вашего операторского бизнеса в Беларуси, Украине, Молдове? Возможно, вы сравниваете перспективность каждого региона, какой из них более динамичный?
В Беларуси и Украине на протяжении 2016 года наши подразделения демонстрируют устойчивый рост. И, несмотря на сложную макроэкономическую обстановку в стране и рост иностранной валюты, Беларусь показала положительные финансовые результаты. Выручка «БеСТ» за 9 месяцев текущего года составила 72,1 млн бел. рублей, что на 21,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом выросла и абонентская база. Рентабельность по EBITDA выросла на 2,5 процентных пункта до 4,6%, в основном за счет роста выручки и улучшения оперативного управления расходами. «БеСТ» запустил в августе 4G в партнерстве с инфраструктурным оператором и расширил свой продуктовый портфель новыми и
нтернет-предложениями: от 2ГБ до 50ГБ. Запуск 4G для оператора – это дополнительный импульс для дальнейшего роста.
В Украине Turkcell представлен брендом lifecell. Выручка оператора за 9 месяцев 2016 года выросла на 6,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Рост доходов там связан с запуском 3G и продажей терминального оборудования. Через свою сеть продаж и интернет-магазин оператор предлагает своим покупателям разные гаджеты в комплексе с пакетом услуг. Компания является первым в Украине оператором, который непосредственно участвовал в продажах терминального оборудования.
Таким образом, видно, что операторы развиваются в разных конкурентных условиях. Можно сказать, что оба региона сегодня динамично растут, что связано с запуском 3G в сети украинского оператора и 4G в сети белорусского. Передача данных – это будущее мобильных коммуникаций, и мы, как и наша материнская компания, будем стратегически развиваться в этом направлении, чтобы продолжать расти в этом сегменте.
Изменился ли операторский бизнес в регионе СНГ? Можно ли выделить технологические и экономические изменения и обозначить, к чему они приведут в будущем?
Операторский бизнес сильно изменился во всем мире, в том числе и в странах СНГ. Я думаю, что отправной точкой этих изменений стало то, каким образом мобильные операторы стали воспринимать своих клиентов. Раньше мы их называли абонентами. Они подключали сервисы и платили за это. Сегодня мы больше не называем их абонентами, мы называем их клиентами. На первый взгляд это кажется незначительной деталью, но на самом деле это красноречиво показывает то, как изменились роли поставщика и потребителя услуг в мобильной индустрии. Сегодня клиенты имеют власть. У них есть свобода выбора, свой личный стиль жизни, потребности и ожидания.
Именно поэтому мобильные операторы вынуждены адаптировать свой бизнес, чтобы иметь возможность удовлетворять эти потребности, предлагать абонентам то, что им нужно. По этой причине мы больше не продаем только голосовую связь и тарифные планы, мы продаем сервисы, чтобы удовлетворить разные потребности своих клиентов. Телевидение, музыка, игры, банковские сервисы, пакеты для социальных сетей и др. – все это только начальные этапы «диджитализации» мобильного рынка. Я верю, что в ближайшем будущем операторы не будут продавать ни «голос», ни трафик, они будут продавать сервисы, которые будут удовлетворять потребности их клиентов.
Поддерживаете ли вы инициативу некоторых стран и операторов, которые хотят получать денежную компенсацию от владельцев интернет-мессенджеров?
Да, мы как телеком-компания поддерживаем эту инициативу. Операторы связи много инвестируют в развитие мобильной сети и ИТ-инфраструктуры. Мессенджеры добрались до наших клиентов, используя эту инфраструктуру бесплатно, и произвели монетизацию своих сервисов без каких-либо компенсаций затрат самим операторам. Но мы не против развития мессенджеров, мы считаем, что они должны вносить плату телеком-операторам за доступ к своим сетям, своим клиентам и продвижение своих сервисов на инфраструктуре операторов.
В какой стране присутствия вашей компании наиболее хороший экономический климат для развития бизнеса?
Каждая страна имеет свою собственную динамику развития и условия. Мы время от времени сталкиваемся с трудностями и изменениями повсеместно. Мы все знаем о проблемах, которые произошли в Украине, и о тех макроэкономических изменениях, которые случались в Беларуси в последние годы. Мы разрабатываем свою стратегию развития в соответствии со спецификой рынка в каждой стране по отдельности. Сочетание этих стратегий приносит успех на уровне всей компании. Мы впервые зафиксировали непрерывный рост доходов и такого показателя, как EBITDA в течение последних 9 месяцев не только в турецком подразделении, но и на уровне всей группы. В 3 квартале этого года компания в целом достигла самого высокого уровня роста за последние 3 года на уровне 8,8% с улучшением показателя из квартала в квартал. Маржинальность по EBITDA выросла на 33,3% в 3 квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого. За 9 месяцев текущего года Turkcell (Турция) сгенерировал 90% выручки всей группы. И этот факт является основным драйвером для всех членов группы.
О технических аспектах развития операторского рынка — читайте в продолжении интервью топ-менеджера Turkcell Group.
https://digital.report/turkcell-group-skoro-operatoryi-ne-budut-prodavat-ni-golos-ni-trafik/