«Заявленные LTE и 4G — у нас их на самом деле нет. Сами технологии есть, но скорости не соответствуют стандартам. Если вырастет качество Интернета, то вырастет и цена. Однако никто не будет платить такие деньги. Нынешние тарифы рассчитаны на то, чтобы покрыть большее число абонентов, отсюда такие низкие цены и соответствующая скорость», — говорит IT-специалист Денис Гонцов.
По его словам, наблюдается тенденция оттока пользователей из социальных сетей в месенджеры. Они более мобильны и безопасны.
Согласно данным аналитического агентства We Are Social и крупнейшей SMM-платформы Hootsuite, за 2017 год 700 тысяч кыргызстанцев впервые зарегистрировались в социальных медиа – это соцсети, мессенджеры, электронная почта, форумы и т. д.
Тенденция к росту числа интернет-пользователей общемировая. Самые высокие темпы роста наблюдаются в Африке — больше, чем на 20 процентов за 2017 год.
Ключевыми факторами роста интернет-аудитории стали доступные смартфоны и недорогие тарифы на мобильный Интернет. В прошлом году более 200 миллионов человек впервые стали владельцами мобильных устройств, и теперь 2/3 из 7,6 млрд мирового населения имеют мобильный телефон.
Более половины из используемых на сегодня мобильных устройств относится к классу «умных», поэтому людям становится проще получить доступ ко всем возможностям, которые предлагает Интернет, где бы они ни находились.
Рост отмечается и в аудитории социальных сетей. В течение 2017 года ежедневно чуть меньше 1 миллиона человек впервые открывали для себя соцсети — это больше 11 новых пользователей в секунду.
Каждый месяц с соцсетями взаимодействуют более 3 миллиардов человек, а девять из десяти заходят туда с мобильных устройств.
Самоцензура должна быть
В последнее время депутат Дастан Бекешев был одним из самых активных инициаторов законопроектов, которые так или иначе касались Интернета. Вот и сейчас на рассмотрении парламента находится его документ о штрафе в 20 тысяч сомов за необоснованную критику в Сети.
«Я говорю не о таких социальных страницах, как Facebook, «Одноклассники» и прочее. Первичная информация о штрафах за публикации была немного раздута. Речь изначально шла о сайтах, распространяющих народу недостоверную и непроверенную информацию, где задевается чья-либо честь. Никому и в голову не придет подавать иск на людей, пишущих комментарии к постам. Поверьте, никогда такого не будет. Но в то же время самоцензура должна быть», — поясняет парламентарий.
По его словам, жесткой цензуре и ограничению контента в Интернете должна подвергаться только опасная информация, пропагандирующая радикальные взгляды.
«Это публикации экстремистского характера, призывы к каким-то противоправным действиям и насилию. Но подобные публикации уже пресекаются определенными органами. В остальном в Кыргызстане социальные сети довольно свободны, в том плане, что каждый может высказать свою точку зрения», — считает Бекешев.
Можно наказывать. А может, и нет…
Бишкекчане в вопросе необходимости контроля Интернета расходятся. Одни полагают, что слишком уж много негатива стало в Сети и контент нужно ограничивать. Другие считают, что должна быть веская причина, чтобы за сказанные в Интернете слова предусматривалась какая-либо ответственность.
Криптосообщество и манипуляции
Экономист и глава Ассоциации иностранных инвесторов Искендер Шаршеев считает, что КР, скорее всего, пойдет по китайской модели регуляции Интернета.
«Со временем через аккаунты в социальных сетях можно будет покупать товары и услуги, получать заработную плату, покупать машину, выплачивать кредит, получать его. И, в конце концов, если ты не угоден властям, то получить наказание в виде отключения твоего аккаунта в социальных сетях с последующим отключением всех платежных инструментов, которые у тебя есть. В противовес этому возникнет криптосообщество, которое будет избегать регуляции в обществе, практически имея двойные аккаунты — в государственных соцсетях и криптосообществе. Я думаю, что к этому и придет. Это то, что мы видим сейчас в Китае», — говорит он.
Есть и другой вариант развития событий – российский, учитывая, что большинство законопроектов в Кыргызстан приходят именно оттуда.
По словам адвоката и директора ОО «Партнерская группа «Прецедент» Нурбека Токтакунова, в стране будут попытки пойти по тому же пути, который сейчас проходит Россия.
«Законов слишком много принимается, у нас слишком плодотворный в этом смысле парламент. Они видят только один индикатор своей деятельности – это количество законопроектов. А нам нужно уменьшать количество законов, потому что очень легко манипулировать противоречивыми нормами», — отмечает он, добавляя, что чем больше законодатели закручивают гайки, тем больше создают протестного настроения.
Однако IT-специалист Денис Гонцов считает, что у республики будет свой путь развития, который близок к РФ, но есть и своя специфика. По его словам, развитие технологий в направлении блокировок отдельных ресурсов в стране продолжится, и это нужно как минимум для борьбы с экстремизмом в Сети. Однако для начала нужно прописать все процедуры законодательно, а это процесс не быстрый, да и на любое действие есть противодействие.
«Скорее всего, тенденция будет такова, что ресурсы будут размещать не в КР, а за ее пределами. И в случае блокировки ресурса в государстве пользователям сразу будут говорить: используйте VPN», — полагает Гонцов.
Источник: sprut.kg