Неверная информация, распространенная не намеренно, спустя определенное время забывается, не оставляя последствий. Системное же введение в заблуждение и регулярно распространяемые фейки несут в себе реальную угрозу, потому что подрывают общественное доверие граждан к СМИ, бизнесу, правительству и другим институтам.
Наибольшее распространение всегда получают эмоциональные истории в силу своей убедительности и взыванию к эмоциям. К тому же, как показывает исследование Института Медиа Полиси по медиаграмотности, люди в соцсетях верят всему, что читают, не умеют и не готовы проверять информацию и затем попросту множат ложь.
Проблема усугубляется еще и тем, что СМИ конкурируют с соцсетями за оперативность в передаче информации, где для того, чтобы успевать, надо очень быстро бежать. В результате даже СМИ могут распространить фейк, потому что публикуют новости, не проверяя их на достоверность.
Некоторые фейки появляются случайно. Человеку свойственно ошибаться, поэтому увидев какую-то картину, он может истолковать ее в силу своих убеждений и взглядов. Опубликовав это восприятие в соцсети, он выдает свою ошибочную версию за факт, который далее распространяют его друзья и родственники, ведь они доверяют своему близкому. Например, ложные сведения о драке в Турции между кыргызстанцами и местными или фейк об укусах в центре отдыха «Гавайи» были первоначально созданы кем-то с умыслом или по ошибке, а в дальнейшем массово распространялись людьми в соцсетях без какой-либо перепроверки данных сообщений.
Нередко фейковые новости направлены на получение заработка, как в случае с дезинформацией, что в Кыргызстане от менингита умерли двое детей. Этот фейк в июне этого года распространял никому неизвестный и относительно новый по дате регистрации ресурс. Цель такого вброса очевидна — увеличение аудитории сайта.
Но самый опасный вариант распространения дезинформации, когда она умышленна, и целью ее является манипуляция и намеренное введение в заблуждение. Например, распространение фейков во время выборов.
Борьба с фейками, учитывая, что ложь распространяется намного, чем достоверная информация, — это долгий процесс. В этой связи первый шаг в борьбе с распространением дезинформации – каждому признать ее наличие и ее реальную угрозу.
Со стороны государства необходимо содействовать формированию условий, необходимых для функционирования свободных, независимых и плюралистичных СМИ, которые служат ключом для решения проблемы дезинформации. Например, в виде предоставления государственных заказов для СМИ на создание качественного местного контента.
Также очень важно поддерживать функционирование сильного общественного телевидения, обладающего редакционной, институциональной независимостью и ресурсами, достаточными для осуществления задачи служения интересам общества. В нашей стране очень много государственных СМИ, поддержка которых ложится тяжелым бременем на госбюджет. В этой связи необходимо содействовать разгосударствлению СМИ с целью создания новых, динамичных игроков в информационном пространстве.
Государство также должно обеспечивать гарантии свободы распространения информации согласно международным стандартам, чтобы журналисты могли выполнять свои профессиональные обязанности без страха подвергнуться преследованию и искам в связи с критикой политики правительства или государственных должностных лиц.
Со своей стороны СМИ должны внедрять прозрачные правила редакционной политики, где в число требований входит базовое правило о том, что реклама должна быть чётко отделена от редакционных материалов визуальными средствами. Редакции СМИ должны повышать профессиональные квалификации своих журналистов, поскольку особое значение приобретает роль средств массовой информации в доведении достоверной информации до читателей.
Бегаим Усенова
Институт Медиа Полиси