Вчера, 14 июня, шеф-редактор Kloop.kg Эльдияра Арыкбаева и сотрудники программы «Ой ордо» телеканала ОТРК были вызваны в Государственный комитет национальной безопасности. Повестка сотрудникам СМИ, по их данным, поступила в связи с передачей о правах сексуальных меньшинств, которая вышла в эфир КТРК 12 мая 2016 года.
Журналисты называют «беседу» с чекистами допросом, в ГКНБ такие встречи предпочитают называть опросами или просто встречами.
О чем была передача, почему журналистов вызывали в ГКНБ, какая реакция последовала и чем закончились «беседы», читайте в материале Zanoza.
О чем была передача на КТРК?
Передача «Ой ордо», посвященная правам ЛГБТ, была показана в прямом эфире на ОТРК вечером 12 мая. Тема выпуска была заявлена как «Толерантность или духовные ценности?»
Главным гостем передачи стал молодой человек по имени Максим, который не скрывает того, что он гей. Максим рассказал, как он осознал свою сексуальную ориентацию и с какими проблемами сталкивается.
О необходимости защищать права всех граждан, в том числе представителей ЛГБТ, говорили известный блогер Данияр Айтман и ЛГБТ-активист Сумсарбек Мамыралиев.
Их оппонентами стали экс-депутат и экс-омбудсмен Турсунбай Бакир уулу, а также активист движения «Жаны-Муун» Мавлян Аскарбеков.
Передача целиком размещена в Интернете в свободном доступе.
Как отреагировала общественность?
Передача бурно обсуждалась в обществе. Мнения, как всегда, разделились. Однако через неделю, 19 июня, перед зданием Общественной телерадиовещательной корпорации прошел митинг. Собравшиеся выразили протест против вышедшей в эфир передачи «Ой ордо», где обсуждались права ЛГБТ и вопросы однополых браков в обществе.
Основным требованием митингующих был запрет доступа в эфир ОТРК людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией и их сторонников.
Как отметил на своей страничке в социальных сетях гендиректор корпорации Илим Карыпбеков, «митинг прошел мирно, конструктивно». «Я выслушал все требования, высказал позицию КТРК. Учитывать мнения и позиции людей, недовольных той или иной передачей или в целом работой КТРК, независимо от числа недовольных. Будем стараться предоставлять эфир всем позициям и мнениям в обществе», — сказал он (стиль автора сохранен. — Zanoza).
Отметим, что активисты требовали наложить табу на эти темы абсолютно во всех СМИ страны. Кроме того, они предлагали принять меры наказания за публичное признание в нетрадиционной ориентации.
Почему журналистов вызывали в ГКНБ?
Накануне начальник пресс-службы Госкомитета нацбезопаности Кыргызстана Рахат Сулайманов сообщил, что не знает, в связи с чем вызывают на допросы работников программы «Ой ордо» телеканала КТРК и журналиста интернет-портала Kloop.kg.
Сами журналисты сообщили, что их вызывают в связи с «ЛГБТ-пропагандой».
Уже во время допроса выяснилось, что заявление на журналистов написал один из местных лидеров «патриотического движения». Его возмутило содержание эфира на первом национальном телеканале и пересказ этого обсуждения в статье Kloop.kg.
Отметим, что ничего необычного в беседе ГКНБ с журналистами нет. Это обычная практика. Согласно закону, если есть заявление, сотрудники ГКНБ обязаны отреагировать: проверить материал на соответствие действующим нормам.
Как прошли беседы в ГКНБ?
Эльдияр Арыкбаев подробно описал, как проходила беседа. От отметил, что никакого уголовного дела против «Клоопа», ОТРК или журналистов нет. Заявление стало только поводом для изучения обстоятельств.
«Как я понял из беседы, каких-либо нарушений законодательства Кыргызстана с нашей стороны нет, — отметил Арыкбаев. — После беседы мне пришлось написать объяснительную. В конце мы сошлись в том, что все прошло более-менее хорошо, насколько это возможно, и еще договорились в дальнейшем сотрудничать в вопросах противодействия коррупции».
Как отметил журналист, сотрудники ГКНБ порекомендовали впредь не писать материалы по этой теме.
Какие вопросы интересовали сотрудников ГКНБ?
В ГКНБ у представителей обоих СМИ спрашивали, кем были проплачены эфир передачи и выпуск материала соответственно. Оба СМИ сообщили, что спонсоров не было. Съемки передачи и подготовка публикации оплачивались из собственных средств, поскольку эта тема сейчас активно обсуждается в обществе.
Также в ГКНБ поинтересовались, осознавали ли журналисты возможные последствия. По этому поводу Арыкбаев ответил, что «с точки зрения кыргызского законодательства средства массовой информации не несут ответственности за возможные последствия своих публикаций, если в содержании их материалов нет призывов к противоправным действиям».
Может ли ГКНБ запретить писать об ЛГБТ?
Нет, ГКНБ не может запретить писать материалы ни на какую тему. Важен лишь способ подачи информации. СМИ не должны разжигать ненависть или призывать к противоправным действиям.
Так что рекомендация «не писать больше на тему ЛГБТ» была скорее «дружеским советом», чтобы не будоражить возмущенных граждан.
Продолжит ли Kloop.kg и ОТРК поднимать тему соблюдения прав ЛГБТ?
Как подчеркнул шеф-редактор Kloop.kg, это СМИ и дальше будет публиковать материалы о случаях дискриминации членов ЛГБТ и нарушениях прав человека в целом.
Что касатся ОТРК, то члены наблюдательного совета приняли решение больше не пускать в эфир передачи, где поднимается тема ЛГБТ.
Кроме того, наблюдательный совет Общественной телерадиовещательной корпорации объявил выговор генеральному директору КТРК Илиму Карыпбекову за то, что он допустил появление в эфире передачи о ЛГБТ.
Также прозвучали требования уволить сотрудников, подготовивших передачу о правах секс-меньшинств.
Карыпбеков заявил о несогласии с объявленным выговором. Руководству канала предоставили время до 30 июня решить все указанные вопросы.
Почему эта тема там бурно обсуждается именно сейчас?
В настоящий момент в Жогорку Кенеш в третьем чтении обсуждается так называемый закон о запрете гей-пропаганды. Согласно законопроекту, предлагается внести поправки в Уголовный кодекс, Кодекс об административной ответственности, законы «О мирных собраниях», «О средствах массовой информации». Законопроект предполагает ограничение распространения в СМИ фото-, видео-, текстовых материалов, «содержащих открытый или скрытый призыв к нетрадиционным сексуальным отношениям, таким как мужеложество, лесбиянство и другие формы нетрадиционного сексуального поведения». Также документ предусматривает ограничение «организации и участия в мирных собраниях, ставящих целью доведение до общества любых сведений, позиций, касающихся любых форм нетрадиционных сексуальных отношений».
Нарушает ли этот законопроект права секс-меньшинств?
В Совете по правам человека ООН посчитали законопроект о запрете гей-пропаганды ущемлением прав ЛГБТ-сообщества.
В парламенте Кыргызстана не считают поправки ущемлением чьих бы то ни было прав, поскольку речь идет не о «запрете самого явления, а о запрете на формирование положительного имиджа нетрадиционных сексуальных отношений».
Если закон будет принят, то СМИ смогут размещать материалы о ЛГБТ?
Из-за размытых формулировок законопроекта неясно, что считать пропагандой, а что нет. В связи с этим любой материал о правах ЛГБТ теоретически может быть классифицирован как гей-пропаганда.