Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов КР, которая инициировала блокировку банковского счета «Азаттык Медиа», дала пояснения относительно принятого решения. Но многие вопросы так и остаются без ответа.

Тем временем «Биринчи Радио» Национальной телерадиокорпорации (НТРК) и телеканал НТС прекратили трансляцию теле- и радиопередач «Азаттыка».

Ответ «ДемирБанка»

2 ноября «ДемирБанк» пояснил, что счет «Азаттык Медиа» заблокирован в соответствии со статьей 14 закона «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов». При этом в ответном письме и в беседе по телефону представители финансового учреждения так и не смогли пояснить, согласно какому пункту или части статьи 14 был заблокирован банковский счет.

Ответ «ДемирБанка».
Ответ «ДемирБанка».

14 ноября «Азаттык» обратился к руководству «ДемирБанка» по юридическим вопросам, но не получил ответа по тому, какой документ поступил от Госфинразведки в связи с «подозрительными банковскими операциями».

Заместитель омбудсмена КР Альберт Колопов отметил, что решение банка о блокировке счета должно основываться на требованиях законодательства:

− Есть только решение Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики о блокировке сайта. И ваш сайт недоступен [для читателей]. А почему остальное блокируется? Ведь заработная плата – это средства, которые должны гарантированно выплачиваться сотрудникам. На повседневные нужды нужны же деньги. Каким образом его (счет – прим. ред.) блокируют? В нашей судебно-правовой практике банковские счета замораживает только суд. Если вы предоставили какие-нибудь документы, мы бы могли направить соответствующим сторонам запросы о том, почему ограничивают права, и получить разъяснения по поводу. На мой взгляд, здесь должно было быть возбуждено уголовное дело, в рамках которого необходимо установить состав преступления и субъектов, которые его совершили. И уже на основании этого по ходатайству следователя и соответствующим решением суда счет в банке блокируется или на него накладывается арест.

В каких случаях блокируют банковский счет?

Статья 14 закона «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» четко определяет условия, при которых приостанавливаются операции с банковскими счетами. Так, согласно этой норме, «основаниями для формирования перечня лиц, групп, организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в легализации (отмывании) преступных доходов, является наличие одного из следующих документов:

  • уведомление о подозрении, вынесенное в КР в отношении физического лица, подозреваемого в совершении легализации (отмывания) преступных доходов;
  • решение уполномоченного должностного лица органа дознания, следователя или суда об объявлении розыска (национального или международного) подозреваемого, обвиняемого или осужденного за совершение легализации (отмывания) преступных доходов;
  • документ правоохранительного органа, органа национальной безопасности, органа прокуратуры КР или органа финансовой разведки КР, подготовленный при наличии обоснованных сведений…

Но до сегодняшнего дня ни один из вышеперечисленных документов, которые могут стать основанием для вынесения решения о блокировке банковского счета, не был предоставлен учреждению «Азаттык Медиа».

Письмо есть, ответов — нет

Учреждение «Азаттык Медиа» направило официальные запросы в Госфинразведку и Госкомитет национальной безопасности (ГКНБ).

15 ноября Госфинразведка ответила «Азаттыку». Однако в письме, в основном, содержится выдержка из закона «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов». На вопрос о причинах включения в «Перечень лиц, групп, организаций в отношении которых имеются сведения об их участии в легализации (отмыванию) преступных доходов», в ГСФР ответили, что основанием послужило «письмо органа национальной безопасности Кыргызской Республики». Копии документов ведомство не предоставило, сославшись на гриф ограниченного доступа.

Взаимоотношения банка с клиентами регулируются нормами законодательства о банковской деятельности.

Официальный представитель Нацбанка КР Аида Карабаева подтвердила, что есть требование закона, по которому банк обязан предоставить клиенту полную информацию о том, на основании чего было принято решение о блокировке счета:

− Все это прописано в банковском законодательстве. Банк должен проинформировать, на основании чего [это сделано]. Потому что закон не позволяет просто закрыть банковский счет и не обслуживать его. Поэтому в данном случае «ДемирБанк» должен предоставить четкий ответ: почему, на основании какого закона и почему применена конкретная норма данного закона. Ведь счет в банке открывается на основании договора между банком и клиентом. И даже если через ваш банковский счет проводились какие-то операции, банк должен дать точную информацию о том, что «были такие-то суммы». Одним словом, банк должен предоставить вам полную информацию.

Закон «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» позволяет замораживать любые операции (сделки) и (или) средства «физических и юридических лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения» о проведении подозрительных операций (сделок). Данный закон вступил в силу в 2018 году и дополнен летом 2020 года.

«Азаттык Медиа» отмечает, что блокировка банковского счета не обоснована, тем самым нарушаются права граждан Кыргызстана и работающих в этом учреждении сотрудников.

Другого выхода, кроме как судиться, нет?

Депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев говорит, что это не правовое, а политическое дело, а потому решать его надо через суд:

− Мы все понимаем. «Азаттык» не занимается террористической или экстремистской деятельностью. Поэтому тут возникает политическая проблема. В связи с этим необходимо подавать иск в отношении Госфинразведки и банка. Другого пути нет. А на основании Гражданского кодекса, если, к примеру, наносится какой-то ущерб, то в дальнейшем можно ставить вопрос о компенсации этого ущерба.

31 октября в «ДемирБанке» сначала в устном порядке сообщили, что счета учреждения «Азаттык Медиа» заблокированы, а позже рекомендовали обратиться за разъяснениями в ГКНБ.

Позже на официальный письменный запрос «Азаттык Медиа» «ДемирБанк» сообщил, что за подробной информацией необходимо обращаться в Госслужбу финансовой разведки КР.

«Азаттык Медиа» направило письма в это ведомство, а также а ГКНБ еще 2 ноября, но не получив ответа, направило повторные запросы 11 ноября. В них, в частности, приводится просьба о даче пояснений, на основании чего «Азаттык Медиа» может быть включено в список организаций или групп, подозреваемых в финансировании террористической деятельности или легализации (отмывании) преступных доходов.

НТС прекратил вещание «Азаттыка»

С 13 ноября НТС и относящееся к нему радио «Санжыра» прекратили трансляцию теле- и радиопередач «Азаттыка». Об этом руководство канала сообщило устно, не объяснив причин.

Руководитель НТС Айдай Ивакова вечером 13 ноября связалась с редакцией и ограничилась информацией, что «передачи «Азаттыка» не могут транслироваться, пока не будут решены вопросы с властью».

14 ноября телеканал НТС направил «Азаттыку» письменное разъяснение.

«В связи с решением Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики о приостановлении работы сайта радио «Азаттык» в информационном пространстве страны, ОсОО «Новая телевизионная сеть» уведомляет вас о том, что с 12.11.2022 года вещание ретрансляции программ ААГМ на радио «Санжыра» и телеканале НТС приостанавливает до урегулирования вопроса сторонами», − говорится в пояснении НТС.

Пояснение телеканала НТС.
Пояснение телеканала НТС.

Утренние и вечерние радиопрограммы «Азаттыка» с 2018 года выходили в эфир радио «Санжыра» ежедневно по два часа. Кроме того, на телеканале НТС транслировались телепередачи «Данисте», «Эже-сиңдилер», «Азаттык+» и «Секреты власти». Телеканал НТС принадлежит политику Омурбеку Бабанову.

А с 23 октября трансляцию передач «Азаттыка» прекратило «Биринчи Радио», сообщив о технических причинах. В учреждении пояснили, что «это связано с поломкой оборудования, получающего сигнал со спутника (UMH 160 R)».

Юрист защищающего права журналистов «Института Медиа Полиси» Алтынай Исаева назвала решение НТС «частью того давления», что власти оказывают на «Азаттык»:

− Сначала незаконно и необоснованно был заблокирован сайт «Азаттыка». После без решения суда закрыли банковский счет учреждения. НТС должен обосновать свое решение и юридически объяснить, почему приостановлено вещание теле- и радиопрограмм. К сожалению, на сегодня по «Азаттыку» нет официальных, обоснованных законодательством достоверных ответов.

26 октября Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики заблокировало сайты «Азаттык Медиа» на два месяца, а 27 октября специалисты ведомства проверили документы, связанные с регистрацией «Азаттык Медиа».

На сегодня сайт «Азаттыка» не открывается у нескольких интернет-провайдеров. Читатели могут продолжать получать информацию, если открыть страницу через VPN или скачав приложение «Азаттык». В то же время продолжают функционировать страницы «Азаттык Медиа» в TelegramFacebookTwitterYouTubeInstagram.

А радиопередачи «Азаттыка» продолжают выходить на радиостанциях Next FM, «Артек» и «Салам».

«Азаттык» способствовал росту демократии

Экс-депутат Жогорку Кенеша Рыскельди Момбеков отметил, что «Азаттык» внес значительный вклад в развитие демократии в Кыргызстане:

− С момента обретения Кыргызстаном независимости «Азаттык» борется за справедливость. И государство выиграло от этого. Вклад «Азаттыка» в развитие нашей демократии огромен. «Азаттык» помог сформировать политический уровень и рост тех же политиков, которые сейчас находятся на вершине власти. Потому что в свое время их [судьбу] освещал только «Азаттык». В Кыргызстане практически нет СМИ, которое так глубоко анализировало бы события и точно освещало их, как «Азаттык». «Азаттыку» с самого начала чинили препятствия. Но все они оказались временными. Мы не должны забывать, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

В 2015 году НТРК в одностороннем порядке расторгла договоры на трансляцию телепередач «Азаттыка». Тогдашний директор этого СМИ Илим Карыпбеков объяснил, что телеканал решил «транслировать в прайм-тайм собственную продукцию».

А в 2021 году контракт с «Азаттык» по той же причине расторг государственный телеканал ЭлТР. Но до этого уже были случаи, и не один, когда оба телеканала отказывались выпускать в эфир расследования и контент «Азаттыка».

В 2017 году тогдашний генеральный прокурор КР Индира Джолдубаева подала в отношении «Азаттыка» два иска в защиту чести и достоинства Алмазбека Атамбаева, на тот момент президента страны, попросив суд взыскать 20 млн сомов. Тогда банковский счет «Азаттыка» также был заблокирован. Позже Алмазбек Атамбаев отозвал иск.

Были также случаи запрета на трансляцию передач «Азаттыка» в период правления бывших президентов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева.

В 2005 году радио- и телеканалы Кыргызстана отказались от сотрудничества с «Азаттыком» под давлением тогдашних властей. Такая же ситуация повторилась в 2009-2010 годы, но после смены политического руководства страны все изменилось.

https://rus.azattyk.org/a/32131602.html