Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

27 августа 2024 года кабинет министров КР издал постановление, которым утвердил «Положение о порядке ведения Реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя, и проведения проверки их деятельности в соответствии с Законом КР «О некоммерческих организациях».

Это положение устанавливает процедуру включения некоммерческих организаций в реестр НКО — иностранных представителей, требования к проведению обязательных финансовых аудитов и порядку проведения государственных проверок НКО-ИП и иные требования.

Изучив постановление, юристы пришли к выводам, что при его издании кабинетом министров нарушены и не соблюдены нормативные правовые акты, а именно Конституция КР, Руководящие принципы по свободе объединений БДИПЧ ОБСЕ, Закон «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также Закон «О некоммерческих организациях». В связи с этим организация «Бир Дуйно — Кыргызстан» подала заявление в Административный суд Бишкека о признании недействительным постановления правительства Кыргызстана.

14 января 2025 года в 14:00 состоялось очередное заседание суда, на котором дело было рассмотрено по существу. В тот же день, выслушав мнения сторон, изучив имеющиеся материалы дела, суд вынес решение: в удовлетворении административного иска ОО «Бир Дуйно — Кыргызстан» отказать.

В настоящее время организация ожидает письменного мотивированного решения суда по данному делу. Однако до этого момента организация считает важным предварительно отметить следующие моменты и вопросы, обнаружившиеся в ходе прошедшего процесса:

  • представитель ответчика признал, что запрашиваемая согласно положению информация уже предоставляется в соответствующие органы (Минюсту, налоговым и статистике), и соответственно, очередное представление информации является дублированием и двойным обязательством НКО;
  • представитель Минюста не мог разъяснить, принимаются ли достаточные меры для обеспечения сохранности собранных данных (по статье 21 Закона «Об информации персонального характера»);
  • основанием для начала проверки НКО может послужить даже устное заявление, так как в положении нет требования о письменной форме заявления;
  • со слов представителя кабинета министров, количество проверок (в том числе одновременных) может быть неограниченным;
  • осталось неясным, обязана ли НКО переводить запрашиваемые при проверке документы, существующие на иностранных языках, на кыргызский и русский языки.

ОО «Бир Дуйно — Кыргызстан» отмечает, что организация после получения письменного мотивированного решения Административного суда Бишкека намерена обратиться с апелляционной жалобой в Бишкекский городской суд в предусмотренные законодательством сроки.

https://kaktus.media/516338