Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Администрация президента разработала новый проект Закона «О некоммерческих неправительственных организациях» и опубликовала его для общественного обсуждения.

Напомним, согласно законопроекту, Генеральная прокуратура будет контролировать и надзирать за соответствием деятельности НКО целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству КР.

Госорганы будут иметь право:

  • запрашивать у органов управления НКО их распорядительные документы;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО у органов госстатистики, налоговых органов и иных органов госнадзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • направлять своих представителей для участия в проводимых НКО мероприятиях;
  • проводить проверки соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, установленном уполномоченным органом.

В случае обнаружения нарушений Генпрокуратура будет иметь право вынести предупреждение об устранении и срок его устранения.

Редакция Kaktus.media спросила руководителей некоммерческих организаций, как они относятся к инициативе и что будет, если закон примут.

Международные доноры обеспокоены

 

Директор ассоциации «Партнерская сеть» Айбар Султангазиев:

— Наша организация работает по ВИЧ и туберкулезу, в сфере, где финансирует программы большая доля доноров. Они тоже уже обеспокоены. Одним из условий финансирования программ со стороны Глобального фонда является участие там неправительственных организаций и т. д. В последние несколько дней я разговаривал с партнерами, и они выразили обеспокоенность в отношении законопроекта.

Мы много действий проводим по ликвидации дискриминации и стигмы в отношении живущих с ВИЧ и больных туберкулезом, очень часто работа связана с тем, что приходится вступать в конфронтацию с различными учреждениями здравоохранения. Новый закон может подтолкнуть государственные органы к тому, чтобы закрывать рты организациям, которые выносят в публичное пространство проблемы сферы здравоохранения.

Допустим, перебои с обеспечением лекарствами, отказ в предоставлении услуг. В этом плане наши организации станут осторожничать и, скажем так, меньше говорить о проблемах больных. Это большой риск. Защищать больных разных групп станет тяжелее, соответственно, и качество услуг может ухудшиться.

Перерегистрация может привести к тому, что часть организаций просто не смогут работать. Бюрократические барьеры, которые выстраиваются, негативно скажутся на социальной сфере, потому что ряд работающих там НПО могут уйти. Если, допустим, НПО не будут работать по программам Глобального фонда, донорским проектам, то эти доноры вообще не дадут стране денег, потому что, как я уже сказал, у них есть обязательное условие — финансирование неправительственного сектора. И не знаю, как государство будет это возмещать.

Организацию будет легко ликвидировать

 

В общественном фонде «Гражданское участие» за комментариями перенаправили к юристу организации Айбеку Аскарбекову:

— Законопроект дублирует проект закона об иностранных агентах, который пытались принять еще в 2015 году. Там просто нет понятия «иностранный агент», но в целом положения примерно одинаковые.

Будут дополнительные отчеты. То есть они хотят дополнительно наделить государственные органы полномочиями по контролю деятельности некоммерческих организаций. Двум главным субъектам — Министерству юстиции и Генеральной прокуратуре — намерены дать полномочия как у налоговой: запрашивать документы, проверять деятельность и т. д.

Есть в законопроекте нормы, согласно которым запрещена деятельность некоммерческих организаций, если она противоречит определенным пунктам, но при этом любое действие можно истолковать как незаконное и ликвидировать организацию через суд. Раньше налоговая служба за задолженность могла ликвидировать организацию, а будет — за неправомерную деятельность, которая противоречит закону. Например, прокуратура будет выносить постановления, как они обычно выносят свои собственные, о том, чтобы мы в течение месяца исправили какие-либо документы, какие-то действия. И если мы не исправим эти нарушения, то могут подать в суд с заявлением о том, чтобы организацию ликвидировать.

Много в проекте закона пунктов, которые противоречат праву на свободу ассоциаций, когда граждане могут свободно объединяться.

Кто будет помогать власти выполнять их обязанности?

 

Председатель правления ОФ «Наше право» Калича Умуралиева:

— В случае принятия закона нам будет сложнее работать, потому что согласно законопроекту предусматриваются отчеты НПО не только в налоговую, как мы сейчас это делаем, но и в Министерство юстиции, органы прокуратуры. Сразу возникает вопрос: органы прокуратуры как нас будут проверять? Им больше делать нечего? У них такой объем работы сейчас. Что, они будут расширять структуру для того, чтобы целыми днями сидеть и проверять наши отчеты? Работа прокуратуры усложняется. Согласно Конституции, это не функция прокуратуры — проверять НПО. К некоммерческим организациям относятся и товарищества собственников жилых помещений, а только в Бишкеке более 3 тыс. многоквартирных домов. Представьте себе, какой объем.

Кроме этого, сюда относятся и религиозные организации. Они тоже будут сдавать отчеты Минюсту и прокуратуре. Я считаю, что это не нужно. Если прокуратура заводит уголовное дело на НКО, то пусть тогда и проверяют, чем они занимаются.

Еще один момент — это какую отчетность будет проверять Министерство юстиции. Пока непонятно. Мы сдаем отчеты по налогам и там даем статистику, сколько у нас людей, сколько платим заработную плату, подоходный налог, в Соцфонд. Это все прозрачно и открыто. У налоговой сейчас усилены функции, и она может в любой момент прийти и проверить организацию, если ей что-то не нравится. Это похоже на закон, который сейчас есть в Таджикистане, где давно ввели, что НПО необходимо усиленно контролировать. Это лишняя работа для бухгалтерии и руководителей организаций.

Кроме того, мы добровольно рассказываем, чем занимаемся, — через соцсети и на других информационных площадках. На сайте мы рассказываем, что делаем и зачем, для кого. Теперь нас заставят этот отчет давать еще и госорганам. Смысла не вижу.

Непонятна норма, согласно которой деятельность некоммерческих организаций будут контролировать на соответствие целям организаций. Если у меня в уставе прописана какая-то цель, то мы ей и соответствуем. Для этого не надо каждый раз приходить и проверять. Все эти документы уже лежат в Министерстве юстиции.

По поводу перерегистрации. Там вообще понимают, какое количество некоммерческих организаций в стране? Они же потонут в этом потоке. Смысл перерегистрации в чем? Все наши данные, как я говорила, есть. Мы что-то нарушили, чтобы проходить перерегистрацию? Что она даст государственным органам? И таких норм, которые бессмысленно затрудняют работу некоммерческих организаций, много.

Политические партии тоже относятся к НКО. Их у нас около 300. И они тоже должны пройти перерегистрацию, как и те, которые баллотировались в парламент. Что это даст?

Мы должны понять, что они от нас хотят. Например, наш фонд занимается разработкой социальных вопросов. Мы разработали закон о социальном жилье, долевом строительстве, нормы, защищающие как дольщиков, так и строительные компании. Мы защищаем уязвимые группы населения. Просто помогаем правительству, у которого не хватает потенциала на это все. И за что мы должны все это проходить? За то, что помогаем власти выполнять свои обязанности?

70% бизнеса находится в тени. Почему этим не занимаются, а взялись за некоммерческие организации, у большинства из которых и денег нет? И что, у нас нет проправительственных НПО? Они же сами их создают.

Я бы призвала инициаторов законопроекта обсудить его с некоммерческими организациями.

Никто не защитит уязвимые группы населения

 

Руководитель ассоциации «Смарт Жаран» Эркина Убышева:

— Принятие законопроекта приведет к формированию неблагоприятной среды для развития некоммерческого сектора, что может привести к сужению организаций гражданского общества. Каковы последствия?

Организации предоставляют социальные услуги, представляют интересы и выражают требования уязвимых групп, формируют общественное мнение и осуществляют гражданский контроль и защиту прав человека.

Следовательно, сужение приведет к прекращению или значительному сокращению проектов, направленных на удовлетворение потребностей граждан, находящихся в сложных жизненных ситуациях (дети, в том числе оставшиеся без попечения родителей, молодежь, женщины, подвергшиеся насилию в том числе, люди с инвалидностью, граждане из уязвимых групп и др.), а это, в свою очередь, приведет к увеличению социальных проблем.

Разрушится мост между государством и обществом, ведь именно организации гражданского общества дают возможность быть услышанными гражданам, в особенности уязвимым группам, доносят до государства потребности граждан и требования. Они помогают государству в регулировании конфликтных ситуаций и борются с дискриминацией, формируя общественное мнение, путем просвещения граждан.

Также организации гражданского общества проводят различные мониторинги по соблюдению прав человека, активно участвуют в общественных обсуждениях проектов НПА, выявляют нарушения прав человека, способствуя формированию демократического общества.

Кроме того, гражданский сектор обеспечивает граждан рабочими местами; вносит вклад в ВВП страны не меньше, чем коммерческий сектор; может обеспечить эффективное расходование средств на решение социальных проблем через государственные социальные заказы; способствует повышению уровня качества жизни граждан через реализацию проектов в сфере образования, здравоохранения, культуры, поддержки малого предпринимательства и т. д.

Следуя из вышесказанного, сужение гражданского сектора приведет к многочисленным проблемам, таким как: увеличение социальных проблем (безработица, отсутствие доступа к здравоохранению, образованию, поддержке уязвимых групп и т. д.); снижение ВВП страны; нарушения и ограничения прав человека; произвол со стороны государственных органов.

https://kaktus.media/470693