Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Иллюстрация: Маша Д. / Медиазона

Первыми жертвами борьбы с инакомыслием, развернутой властями Кыргызстана полтора года назад, стали независимые медиа и журналисты. Теперь в Бишкеке взялись за популярных в народе сказителей и импровизаторов – акынов и манасчы. В конце мая начались слушания по уголовному делу акына Болота Назарова, после конфликта с президентом Садыром Жапаровым из страны уехал известный манасчы Дөөлөт Сыдыков. Айсымбат Токоева рассказывает, кто такие манасчы, почему они важны для Кыргызстана и какими методами с ними работают власти.

Оригинал материала опубликован на «Медиазона. Центральная Азия»

Болот Назаров, обвиняемый в незаконном изготовлении наркотических средств без цели сбыта, прославился своими переводами и пересказами на кыргызский язык расследований ютуб-канала Temirov Live о коррупции.

Акына задержали 23 января. В тот же день спецназ задержал и создателя Temirov Live, журналиста Болота Темирова. Милиция заподозрила обоих в производстве наркотиков. Внезапное задержание Темирова и Назарова совпало по времени с публикацией расследования о бизнесе семьи главы Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Камчыбека Ташиева.

На следующий день бишкекчане вышли к зданию МВД на митинг и потребовали отпустить задержанных. В итоге и акына, и журналиста освободили под подписку о невыезде.

Выйдя на свободу, Назаров записал видео со стихами, в которых раскритиковал ГКНБ за слежку и «борьбу» с активистами и журналистами. «Лучше бы ГКНБ навел порядок у себя, чем бороться с нами. Лучше бы [комитет] взялся за ум, чем следил за моим задним проходом», – зачитал акын.

Акыны масштаба Назарова имеют серьезное влияние на кыргызское общество – в своих стихах они часто говорят о проблемах, которые волнуют большую часть сограждан. Однако есть еще один вид сказителей – манасчы, которые исполняют исключительно эпос «Манас» без музыкального сопровождения. В последние месяцы манасчы, вслед за акынами, стали объектами внимания властей Кыргызстана.

«Покинуть свою землю – это не шутки»

5 мая 2022 года после конфликта с президентом Садыром Жапаровым из Кыргызстана уехал манасчы Дөөлөт Сыдыков. В интервью «Би-би-си» он рассказал о давлении властей, якобы переданном от Жапарова «предупреждении», отметив, что «покинуть свою землю – это не шутки».

39-летний Дөөлөт Сыдыков родом из Тонского района Иссык-Кульской области. Он один из самых известных в стране манасчы. В ноябре 2020 года Сыдыков установил рекорд по продолжительности непрерывного декламирования эпоса «Манас»: чтение на площади Ала-Тоо в Бишкеке продолжалось 14 часов 27 минут. После выступления с Сыдыковым встретился президент Жапаров и вручил ему подарки.

Однако всего через полтора года, в апреле 2022-го, между Жапаровым и Сыдыковым разгорелся конфликт, связанный со строительством рядом с культурно-этнографическим комплексом «Манас айылы» в Бишкеке новой администрации президента. Сыдыков, возглавляющий «Манас айылы», раскритиковал планы постройки «Хансарая». Он утверждал, что власти собираются снести этнокомплекс и разбить на его месте парк для администрации.

Версии по поводу судьбы «Манас айылы» менялись. Сначала Жапаров обещал, что этнокомплекс расширят – построят новый музей и возведут трехэтажную юрту. Однако после обвинений манасчы пресс-служба Жапарова все же признала, что у комплекса заберут пять соток земли под строительство.

«Энциклопедия жизни кыргызского народа»

«Манас» описывает культуру кыргызов, повествует о жизни и борьбе кочевого народа за независимость и обретение им государственности. Кроме того, он дает описание культуры кыргызов. Главные герои эпоса – батыр Манас и его потомки. Произведение состоит из трех частей: в первой рассказывается о жизни и подвигах Манаса, во второй описываются деяния его сына Семетея, в третьей – внука Сейтека.

Точная дата создания «Манаса» неизвестна, поскольку он передавался в устном виде – так и сложилась традиция манасчы. Впервые эпизоды «Манаса» записали ученые-востоковеды Шокан Валиханов и Василий Радлов в середине XIX века.

В 2009 году «Манас» вошел в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. «Эпос дает нам богатейшее представление о хозяйстве, быте, обычаях, отношениях с окружающей средой. Из него мы получаем представление древних кыргызов о географии, религии, медицине, философии, этике и эстетике. Эпос “Манас”, по точному определению Валиханова, действительно является энциклопедией всех сторон жизни кыргызского народа», – говорится на сайте президента Кыргызстана.

Сейчас насчитывается более 80 записанных вариаций «Манаса». Классическими считаются версии Сагынбая Орозбакова и Саякбая Каралаева. В 1920-х годах исследователи записали первую часть эпоса в изложении Орозбакова – около 19 тысяч строк. «Манас» Каралаева был записан в 1930-1940-х годах, включает всю трилогию и признается самым объемным – более 500 тысяч строк.

Считается, что манасчы, рассказывая эпос, погружаются в состояние транса, чтобы декламировать столь большие объемы текста в течение длительного времени. Сами манасчы признаются, что выйти из подобного транса иногда непросто.

Власти Кыргызстана пытаются сохранить и популяризировать эпос, запуская для этого различные программы. В сентябре 2021 года по указу Садыра Жапарова был учрежден Кыргызский национальный театр «Манас». Он открылся в марте 2022 года.

«Мне во сне показывали, как сказывать эпос»

38-летний Самат Көчөрбаев родился и вырос в одном из сел Таласской области. Он начал пересказывать «Манас» в 12 лет – в его классе преподавал заслуженный манасчы Асанкан Джуманалиев, который в качестве домашней работы задавал школьникам учить фрагменты из эпоса.

«[Сначала] я пересказывал отрывки. Затем участвовал в районных, областных и республиканских конкурсах. Меня стал все больше интересовать мир Манаса. Я считаю, что основным толчком для меня стал Саякбай Каралаев, то, как он сказывал “Манас”, – признается Көчөрбаев. – Мне один раз приснился Каралаев и один раз Эстебес Турсуналиев. Они мне во сне показывали, как надо сказывать эпос, учили жестам и мимике. Я у себя в душе это принял как знак, тайное знание, “аян”. С тех пор я хотел стать манасчы».

Иллюстрация: Маша Д. / Медиазона

В стремлении освоить искусство манасчы Көчөрбаев постоянно слушал записи выступлений Каралаева и его коллеги Орозбакова. Кроме того, он штудировал книгу «Урок Манаса» преподавателя кыргызского языка и литературы Бектура Исакова.

Сейчас Көчөрбаев живет в Бишкеке и работает манасчы в Кыргызской национальной филармонии, а также преподает в Университете культуры и искусств имени Бейшеналиевой – он декан факультета музыки.

«Многие думают, на что же живут манасчы? Хочу сказать, что все они образованные. Если не учитывать тех, кто остался в селе, все манасчы имеют высшее образование, каждый – специалист в своем направлении. Они этим и зарабатывают. Например, Дөөлөт Сыдыков окончил консерваторию как исполнитель народных сказаний», – рассказывает Көчөрбаев.

«Принципиальная позиция манасчы»

В начале 2000-х годов был создан общественный фонд «Манас Мурас» («Наследие Манаса») для сохранения эпоса и традиции манасчы, в который вошли все знаменитые и сильные сказители эпоса. С 2004 года они обращались к властям Кыргызстана за материальной помощью. «Ведь мы не из шоу-бизнеса. Манасчы не могут себя прокормить, выступая на тоях», – объясняет Көчөрбаев.

Он говорит, что никакой системной поддержки от властей не было, пока не открыли театр «Манас»: «Туда устроились все манасчы, получают зарплату». По его словам, сотрудникам театра платят примерно 200 долларов в месяц. Впрочем, уверяет Көчөрбаев, это не сказывается на их творчестве – сказители не могут быть пропагандистами.

«Не только я – все манасчы не привязаны к власти, богатству, должности. Это принципиальная позиция манасчы. Да, мы радуемся, что открыли такой театр, начали платить зарплаты людям, но мы не будем хвалить [чиновников]. Мы не вмешиваемся в политику. Но общество хочет, чтобы мы тоже принимали участие [в ней]», – замечает Көчөрбаев.

Он уверен, что манасчы не будут приукрашивать правду: «Если власти делают что-то хорошее для “Манаса”, мы об этом говорим, как есть. Если плохо делают, то и это рассказываем. Когда власть имущие делают неправильные вещи, говорим, что это неправильно, несмотря на то, что они открыли для нас театр».

«Власть не хочет, чтобы они были беркутами»

Писатель Олжобай Шакир, который много общается с акынами, объясняет, что в Кыргызстане есть два разных вида манасчы: пересказатели – те, кто выучил ранее записанные версии эпоса, и импровизаторы – те, кто слагает «Манас» и развивает его сюжеты, дополняя своими версиями.

По словам Шакира, пересказателей в республике насчитывается около пятидесяти человек, импровизаторов – около двух десятков. Например, уехавший из страны Сыдыков – один из немногих импровизаторов. «Сыдыков по-своему расшифровывает и продолжает историю Манаса», – объясняет Шакир.

Писатель уверен, что нынешние власти Кыргызстана стремятся контролировать манасчы, сделав из них ручных кукол. «Манасчы выходили на митинг в защиту Болота Темирова. Тогда власть почувствовала силы общества, в том числе манасчы. Почти сразу госсекретарь Чолпонбек Абыкеев позвал сказителей на встречу, – рассуждает Шакир. – Манасчы стали оказывать внимание, им открыли театр и стали выдавать зарплату. Власть хочет использовать уста манасчы для распространения авторитаризма».

По его мнению, команда Жапарова и силовики повторяют методы советской эпохи, когда на людей из творческой сферы оказывалось давление, чтобы сделать их рупорами пропаганды. Он видит в этом тренд и упоминает угрозы Сыдыкову.

«Болота Назарова выставляют прозападным агентом, испорченным [человеком]. В соцсетях писали, что он продался западу и исполняет их песни. <…> Потому что легко подложить наркотики, как например, Назарову. Власть может прибегнуть к любым способам, чтобы оклеветать», – считает Шакир.

Если манасчы хотят сохранить свободу творчества, настаивает Шакир, они не должны ориентироваться на поддержку от чиновников. «Импровизаторы не смогут петь, выступать в интересах народа там, где есть надзор власти. Чтобы укоротить их язык, [власти] делают из них домашних цыплят, кидая им корм. Нынешняя власть не хочет, чтобы они были беркутами, чтобы они были самостоятельными», – подчеркивает писатель.

7 мая – через два дня после того, как манасчы Сыдыков покинул Кыргызстан – президент Жапаров в интервью агентству «Кабар» назвал его «простым любителем пиара».

«Он что, мой враг, чтобы его запугивать? Если жестко скажу, то, простите, но я считал его манасчы, но он оказался простым любителем пиара. Никто его не запугивал и не будет запугивать. Ни один волосок с него не упадет. Даю 100-процентное обещание. Пусть возвращается пораньше, а не скитается по чужим землям. <…> Жизнь за границей – это не игрушки. Я тоже пробовал так жить. Это либо был пиар со стороны манасчы, либо он оказался под влиянием сомнительных людей», – предположил глава государства.

Объясняя свои слова о том, что больше не считает Сыдыкова манасчы, Жапаров ответил: «Я слышал, как он читал “Манас” 14 часов. Обратите внимание, как он читает эпос, дослушайте его до конца. Так “Манас” не читают».

Президент Садыр Жапаров всерьез взялся за культурное и духовно-нравственное развитие кыргызстанцев.

29 января президент утвердил указ о разработке Концепции духовно-нравственного развития и физического воспитания личности. Согласно указу, кыргызстанцы будут воспитываться через усвоение ими «высоких моральных норм, традиционных семейных и общественных ценностей».

21 мая он подписал указ «О национальной традиции», согласно которому должна быть разработана и внедрена специальная программа по сохранению кыргызских традиций. В разработке программы обязаны участвовать представители сферы образования, науки и культуры.

Правозащитники раскритиковали указ Жапарова, отмечая, что введение абстрактных ценностей в область прав человека может привести к усилению государственных репрессий против гражданского общества и журналистов.

Автор: Айсымбат Токоева

https://kloop.kg/blog/2022/06/17/berkuty-slova-pochemu-vlasti-kyrgyzstana-pytayutsya-kontrolirovat-manaschy/