#СвободаСловавКР
В Кыргызстане необходим срочный и серьезный пересмотр статьи 313 «Возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни)» Уголовного Кодекса КР (УК КР) в целях приведения ее содержания в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики и международными обязательствами Кыргызстана в области прав человека.
Во-первых, текст действующей редакции статьи 313 УК КР противоречит требованиям статьи 23 Конституции КР, согласно которой ограничение прав человека должно быть соразмерным. Соразмерным в данном случае можно считать установление таких справедливых мер ограничения, которые не являются чрезмерными, и позволяют адекватно защитить права и свободы других лиц, достигая при этом конституционно значимые цели. При реализации норм статьи 313 УК КР данный конституционный принцип грубо игнорируется, так как человека можно осудить от 5 до 7 лет лишения свободы даже за выражение мнения, которое не повлекло тяжких последствий.
Для примера, за незаконное обогащение должностным лицом Уголовным кодексом КР предусмотрено наказание в виде штрафа от 260 000 до 300 000 сомов или лишением свободы от двух лет шести месяцев до пяти лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет со штрафом от 100 000 до 140 000 расчетных показателей. Таким образом, даже если должностное лицо государственного органа, находясь на государственной службе, используя свое положение, занимался незаконным обогащением длительное время, то наказанием ему будет штраф, в то время как человеку, который по небрежности или с горяча выразил мнение, пусть и призывающее к дискриминации, но которое даже не повлекло каких-либо последствий, будет вменено от 5 лет лишения свободы. Конечно, это вопиюще несправедливо и несоразмерно, особенно когда столь суровое наказание применено к высказываниям, которые не привели и не имели своей целью привести к насилию или другому серьезному реальному ущербу. Наказание в виде лишения от пяти лет может быть оправдано только в самых исключительных случаях подстрекательства к насильственным действиям.
Во-вторых, согласно Конституции КР любое вмешательство в право должно быть «установлено законом». Это требование означает, что законодательство должно отвечать определенным стандартам точности и ясности, чтобы мы, как граждане, могли предвидеть потенциальные последствия своих действий в рамках этого закона, так как законы с размытыми формулировками не позволяют гражданам понять, что запрещено. Это также приводит к тому, что уполномоченные органы произвольно трактуют норму статьи, наказывая критикующих власть граждан за «мыслепреступление». Например, так было с критикующим президента С.Жээнбекова А.Жоробековым, которого следователи в угоду политической «целесообразности» водворили в СИЗО, используя при этом формальное процессуальное основание (ст.313 УК относится к тяжким преступлениям).
Очевидно, что содержание под стражей за критику власти – это инструмент подавления, чрезмерное, необоснованное ограничение свободы человека и гражданина. Подобные аресты незаконны и справедливо вызывают возмущение у простых граждан, в результате, власть идет на попятный. Именно так завершилась история с А.Жоробековым: его сначала освободили из-под стражи, а после и вовсе прекратили уголовное дело за отсутствием состава преступления.
Согласно Конституции КР, каждый из нас имеет право на свободу слова, а также право свободно искать, получать, хранить, использовать и распространять информацию. Любой человек в нашей стране имеет право высказываться о происходящих в Кыргызстане событиях. Очевидно, критика власти должна быть не только разрешена, но и поощряема, поскольку она позволяет органам власти узнать об имеющихся проблемах и разрешить их. Мы видим много примеров, когда в результате общественного резонанса разоблачались коррупционные схемы, отменялись состоявшиеся сомнительные тендера на многомиллионные суммы и т.д.
В-третьих, правоприменительная практика по статье 313 УК КР в Кыргызстане такова, что хотя следователи могут себе позволить незаконно преследовать законную критику власти, при этом суды зачастую не могут соразмерно наказать субъектов выражения дискриминационных речей, которые делают объектом языка ненависти отдельные лица или группы людей из-за их индивидуальных особенностей.
Разберем такой пример, во время митинга «против китайской экспансии» на площади Ала-Тоо 17 января 2017 года жительница Сокулукского района Г.С. призывала к насильственным действиям в отношении определенного этноса. Поскольку решения по данному делу на сайте sot.kg не удалось найти, мы можем лишь предположить три варианта: женщина была лишена свободы на срок от 5 лет и в настоящее время сидит в тюрьме, или женщина была полностью оправдана, или дело по существу даже не дошло до суда. Отсутствие соразмерного наказания, например, в виде административного штрафа за подобные дискриминационные речи приводит к тому, что решение по ответственности в этом случае принимается опять же политическое, а не законное и справедливое. Если судья посадит человека за пусть и дискриминационные слова с умыслом, которые, однако, не привели ни к последствиям, в виду отсутствия у такого спикера какого-либо авторитета и доверия со стороны участников митинга, то вряд ли общество будет аплодировать такому решению. Равно как и не справедливо не понести пропорционального этим безответственным речам наказания.
Разумеется, свобода слова включает в себя право высказывать мнения, которые можно счесть критическими, обидными, оскорбительными или провокационными. Однако свобода слова не является неограниченным правом. При реализации этого права человек должен соблюдать баланс: выражать свои мысли, но не нарушать права других людей, общественного порядка.
Указанные выше доводы свидетельствуют о том, что существующая ответственность за возбуждение вражды несправедлива и требует срочного изменения для защиты прав и свобод человека. В связи с чем мы предлагаем за возбуждение вражды установить ответственность в пределах санкций, предусмотренных Кодексом КР «О нарушениях». А в случае повторного привлечения лица за аналогичное деяние в течение одного года следует привлекать уже к уголовной ответственности по статье 313, где, наряду, с лишением свободы необходимо предусмотреть альтернативные виды наказания: штраф, исправительные работы. При этом, снизить наказание в виде лишения свободы до трех лет, исключив слова «пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан, а также «унижение национального достоинства». Со всеми обоснованиями можно ознакомиться пройдя по ссылке: http://media.kg/wp-content/uploads/2021/03/kyrgyzstan-svoboda-vyrazheniya-mneniya-i-ekstremizm.pdf.