Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Инструменты политической борьбы совершенствуются с каждым годом. В числе других в текущий агитационный период партии стали использовать для проведения акций и интернет-пространство.

В предвыборный период даже неопытный пользователь соцсетей и форумов невооруженным глазом замечает обилие комментариев под новостями политического характера, агитационными материалами. Как правило, большинство «комментаторов» скрываются за выдуманными или чужими именами. Некоторые информагентства даже были вынуждены на время агитации отключить функцию комментов на своих сайтах.

Пользователей соцсетей и форумов, заточенных на очернение конкретных политиков или партий, называют троллями. По более широкому определению свободной энциклопедии — «Википедии» — в Интернете «троллями» называют лиц, провоцирующих эмоциональную перепалку (чаще всего с переходом на личности), преследующих других пользователей или (реже) выдающих себя за других людей. Это слово изначально происходит не от названия мифологических троллей, а от рыболовного термина «тролинг» (англ. trawling — ловля на блесну), но созвучие прижилось, отождествление интернет-хулиганов с троллями стало общим местом и даже темой для шуток и карикатур.

В этом году стало известно о существовании в России так называемой «фабрики троллей», специализирующейся исключительно на комментариях к публикациям. Возможно, такие структуры существуют и в виртуальном пространстве других государств. В Кыргызстане официально такие факты не подтверждаются. Однако, по мнению программиста Урмата Тойчубаева (имя изменено), на период предвыборной кампании некоторые партии все же нанимают группу «троллей»:

— Я могу выделить партию, которая обратила таки внимание на работу в соцсетях. Насколько мне известно, они наняли около 50 человек для работы с комментариями. Платят там мало, по 200-300 сомов в день. Однако они создали эту группу троллей из студентов, готовых работать и за маленькие деньги. Партии были нужны статисты, обычная массовка. На форуме «Дизель» тоже работают группы троллей. Их, по моим подсчетам, около 25-30 пользователей. Я пытался выяснить, на какую партию они работают, но мне это не удалось сделать. На этом форуме сидят достаточно опытные пользователи. Конечно, им и платят больше.

Азат, сотрудник штаба одной из партий, работал на выборах 2010 года. По его словам, тогда было модно покупать аккаунты на «Дизеле», но сейчас ситуация поменялась:

— В 2010 году, во время предвыборной кампании в парламент и в в ходе президентской гонки в 2011 году мы покупали аккаунты на «Дизеле» — для участия в обсуждениях политических тем. Не знаю, насколько это было эффективно, но темы, невыгодные для нашего штаба, часто закрывались или обсуждение переводилось в другое русло. Тогда соцсети в Кыргызстане не были развиты так сильно, на них не обращали особого внимания. Сейчас все наоборот, основной упор делается на соцсети, в основном на «Фейсбук», «Одноклассников», «Твиттер».

Читая комментарии под новостями о политических партиях или конкретных кандидатах на страницах интернет-изданий, можно легко понять, что именно такие материалы становятся мишенями для групп троллей. Как правило, такие новости набирают больше 25-30 комментариев за несколько часов обсуждения, тогда как более важные и информативные материалы не обсуждаются. Чаще комментаторы переходят на личности — очерняют, компрометируют и т. д., но нередко тролли нацелены и на поднятие значимости, авторитела героя новости – партии или кандидата.

В этот предвыборный период особым интересом троллей пользуются соцсети. Форум «Дизель» уже не является основной площадкой информационных войн групп, нанятых партиями. Один из модераторов популярного форума отмечает, что троллей выявить можно, но предпринять в их отношении какие-то запретительные меры практически невозможно:

— Выявляются они разными путями: бывает, по «почерку»​, стилю изложения текстов в постах, по одинаковым ошибкам. Часто — по единой дате регистрации, когда они автоматически создают клонов — одного за другим. Мер особых нет. Явного запрета тоже нет, у нас не «Фейсбук», и потому невозможно забанить все, вызывающее подозрение. Но активность на «Дизеле» так себе. Потому что на нем выборы вынесли в другой раздел.

Модератор отмечает, что «тролли на дизеле — это только верхушка айсберга». «На самом деле группы троллей есть, скажем так, двух типов — дилетанты и профи. Пакет услуг включает, насколько я знаю, не только «Дизель», но в большей части комментарии на популярных ресурсах. А теперь они еще активно идут в соцсети. Только вчера читал комментарии на одном популярном сайте, почитайте, там как на ладони все. Массовое появление комментариев под определенными темами. Гонорары, как я знаю, от мизерных — студентам и, как я слышал, до 2 тысяч долларов. Часто этим занимались журналисты. Им доверяют такую работу, потому что они знают много персон, злободневные темы, работают целый день за компьютером, в том числе с Интернетом», — отметил он.

Официально ни одна из партий не признает, что имеет группу тролинга, что и не удивительно. Константин Конкин, пресс-секретарь одной из участвующих в выборах партий, отмечает, что они не нанимали людей специально для работы в соцсетях. «Таких людей у нас нет, конечно. Все по-честному, люди сами по своей инициативе в знак поддержки репостят наши агитматериалы. Мы не нуждаемся в оплаченных троллях и нормально относимся к конструктивной критике», — заключил он.

По последним данным Нацстаткома, Интернетом охвачено 70% населения Кыргызстана. Стоит ли говорить, что самыми активными пользователями Сети является молодежь, которая проводит большую часть времени в виртуальном мире — соцсетях. А с учетом того, что число пользователей таких платформ только растет, в информационной войне, особенно в предвыборный период, тролинг выходит на передний план.

Болот Кольбаев

http://rus.azattyk.org/content/article/27253436.html