Вацлав Гавел говорил, что малые компромиссы нередко создают большие проблемы. 30 сентября ряд кыргызстанских правозащитников выступили с двумя обращениями по одному поводу. Одно адресовано президенту РФ Дмитрию Медведеву, а другое российскому телеканалу «НТВ». Правозащитники возмущены вмешательством российской власти и СМИ во внутренние дела суверенного Кыргызстана. Хочется сказать, наконец-то кто-то отважился не просто заметить вмешательство России, но и опротестовать. Но…есть два момента. Во-первых, не на днях, когда Медведев назвал парламентский путь катастрофой, и когда НТВ вылило компромат на одного из участников выборов, перестал существовать суверенитет Кыргызстана для Кремля, а уже давно. Многие не хотят замечать превращение Кыргызстана в экспериментальную геополитическую площадку Кремля с 2005 года и по настоящее время. Этот период, самоуспокоительно нелепо назвали периодом «народных революций», которые кроме деградации страны до состояния распада больше пока ничего не принесли. Мало кто интересуется внутренним механизмом государственных переворотов в марте 2005 и апреле 2010 годов.
Исследование того, что произошло нисколько не умаляет героизм противников тирании кыргызских режимов. Но прикрываться героизмом людей, предавая забвению очевидные вещи выгодно экспериментаторам. Как например мы должны отнестись к утверждению генерала Ачалова о том, что «прийти к власти Бакиеву помогли российские наёмники», опубликованному в его интервью газете «Комсомольская правда»17 июня этого года.? Кто нибудь вдумчиво интересовался об ударных группах, взявших приступом здания областных государственных администраций в Оше, ДжалалАбаде, а затем открыл дорогу в Белый Дом в Бишкеке? Кто они и кто их готовил? Каким образом удалось нейтрализовать почти всех руководителей силовых структур 24 марта? Министр обороны КР Эсен Топоев, после переворота стал одним из руководителей государственной корпорации «Ростехнологии» и федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт».А другие тоже оказались в Москве в известных организациях. Случайно ли всё это?
В 2009 году Кремль вынудил кыргызское руководство обманом и запугиванием принять решение о закрытии американской базы. Прямое и грубое вмешательство было очевидным. Но разве тогда представители общественности возмутились? Наоборот, многие поддержали бредовые поступки самопровозглашенного лидера, из-за которых страна страдает по сию пору. Решение о закрытии базы противоречило нашим национальным интересам, ослабляло безопасность, втягивало в опасное соперничество между Москвой и Вашингтоном. К сожалению, мои доводы о вмешательстве Кремля и его последствиях не поняли. Ни депутаты, ни члены правительства не захотели понять, что закладывается очень опасный прецендент. Тогда, я оказался по существу в одиночестве. Если бы большинство народа страны решило бы закрыть американскую базу путем надежного опроса или широкого обсуждения, тогда молчание было бы понятным. Но этого не было, а мы имели дело с лукавой политикой Кремля. Разве финансовое соглашение о 2 млрд.долларов и строительстве Камбараты было в интересах Кыргызстана? Россия списывала не ясно как образовавшийся долг Кыргызстана перед ней, в счет кредита забирала завод «Дастан», и бесперспективным проектом Камбараты сеяла рознь между Кыргызстаном и Узбекистаном и Казахстаном. По иронии судьбы, те, кто критиковал прежние власти за эти сомнительные проекты, сейчас сделали их своей пропагандистской находкой. Или удалось прекратить воровство в энергетическом секторе?
Во время президентских выборов в июле 2009 года, все главные телеканалы России в специальных репортажах называли Бакиева главным фаворитом, и обсмеивали его оппонентов. Тогда ведь, кроме нас никто не назвал это вмешательством в избирательный процесс. Позже, решив наказать и смести Бакиева кремлевские СМИ развязали информационную кампанию, грубо вмешиваясь во внутренние дела Кыргызстана. Кремль разве заботила демократия, или коррупция в Кыргызстане? Конечно нет, ему важно было наказать ранее верного сатрапа, а теперь ренегата — кыргызского президента, чтобы другим неповадно было.
Телеканалы России вели не только подстрекательскую политику, но оказали прямую помощь одной из сторон, стремясь изменить баланс сил в нашей стране в свою пользу. 5 марта, президент фонда стратегической культуры А. Шустов сообщил об изменении принципа формирования российской авиабазы Кант с 1 марта 2010 года и том, что семьи военнослужащих покинули Кыргызстан. Т.е. за месяц до государственного переворота 7 апреля. А 8 апреля, Путин заявил, что в кыргызских событиях нет руки Москвы, хотя тогда никто и не думал обвинять Россию. Ряд экспертов имеют немало других убедительных доказательств о прямом вмешательстве Кремля в организацию переворота в Кыргызстане.
Сейчас Кремль манипулирует кыргызскими деятелями, чтобы добиться угодных ему результатов, переформатировать кыргызскую власть и привести лояльных его интересам политиков. Кремлевские СМИ ведут и будут вести информационную войну против неугодных им деятелей и явлений в постсоветских странах. С этим ничего не поделаешь. Если определенная, сейчас к примеру большая часть кыргызского населения будет принимать за правду материалы телеканалов России о Кыргызстане, то какая-то часть людей будет становиться разборчивее, и постепенно начнёт понимать истинное предназначение информационных ходов Кремля. Помимо этого станет вопрос о качестве СМИ и журналистике в Кыргызстане, которые, к сожалению, в неразвитом состоянии. Но, со временем у медиа деятелей нашей страны может появится серьезное стремление к конкуренции с российскими и другими зарубежными СМИ. Со СМИ не борятся протестами, а альтернативной качественной информацией. Пока кыргызскоязычные СМИ держат читателей Кыргызстана в пещере слухов и домыслов, зарубежные СМИ размазывают по всему миру не приятный нам образ страны и народа. В основе этого образа, увы, поведение определенной части политически активного населения. И многие кыргызские политики, бегаюшие за ярлыком в Кремль.
Таким образом, это большинство кыргызстанских политиков, общественных деятелей и журналистов в борьбе за власть открыли ворота для вмешательства Кремля. Они навязали кыргызскому обществу идею об ущербности многовекторного подхода во внешней политике и односторонней ориентации в сторону России, а теперь предрекают катастрофу страны. Это они подрывают веру в возможность самостоятельного пути. Политику двух президентов КР не иначе как подобострастием перед Кремлем не назовешь. Это они, вкупе со многими политиками сами, добровольно стали «младшими братьями», а потом решили и вовсе стать «вассалами Кремля». Разве России или Казахстану нужен унизительный подхалимаж кыргызских политических деятелей? Разве таким образом развиваются отношения с этими странами? Разве с такими поклонами ниже пояса налаживается стратегическое партнерство? Почему это стало возможным в нашей стране? Потому что определенная часть общества так и не поняв ценность суверенитета, поддерживает соперничество среди политиков за милость Кремля, а теперь уже Ак Орды.
Правозащитники сказали свое слово. Политики и прочие молчат. Гадают кого же выбрал Кремль. И рассказывают электорату о материальных обещаниях Кремлевского тандема. Раз правящий класс страны так понимает отношения с Москвой, видимо это главная черта их менталитета. Так что правильно возмутились правозащитники. Но корни этого явления появились раньше, и в угоду своим узким интересам многие промолчали. Пошли на компромисс, и оказались перед бурей.
http://beshimovbakyt.blogspot.com
Bakyt Beshimov is a former leader of the Socialist Democratic Party (SDPK) political faction in the Parliament of Kyrgyz Republic currently residing in the US. Beshimov was a campaign manager for the unified opposition candidate during the July 2009 presidential elections.