Юрист Атыр Абдрахматова потребовала от омбудсмена, генерального прокурора и депутатов парламента принять меры по освобождению пожилой женщины из-под ареста.
Напомним, в Таш-Кумыре сотрудники ГКНБ задержали 75-летнюю пенсионерку Салию Таштанову за пост в социальных сетях. Ей предъявили обвинение по статье 327 «Публичные призывы к насильственному захвату власти».
Как заявила Абдрахматова Kaktus.media, свобода слова в стране все больше ограничивается.
«В чем вина бабушки, матери-одиночки и ее маленьких детей?
Мы все четко понимаем, что свобода слова в стране все более ограничивается, что каждый из нас живет в состоянии самоцензуры. Но всему есть предел.
Чрезмерное использование своего положения государством или должностным лицом в своих интересах само по себе является преступлением», — заявила она.
Экс-омбудсмен считает, что действия следователей ГКНБ и суда, принявшего решение об аресте пенсионерки и матери-одиночки, нарушают Конституцию и Уголовно-процессуальный кодекс, где в статьях 105-107, 114 четко указаны конкретные основания к вопросу применения меры пресечения:
- обвиняемый скроется от следствия или суда;
- либо может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства;
- либо может уничтожить доказательства, иным путем воспрепятствовать объективному ведению следствия и разбирательству дела в суде;
- либо будет продолжать заниматься преступной деятельностью.
Абдрахматова пояснила, что при рассмотрении вопроса применения меры пресечения в обязательном порядке учитываются:
- обоснованность обвинения;
- сведения о личности обвиняемого;
- возраст, состояние здоровья, семейное положение;
- род занятий;
- наличие несовершеннолетних детей и др.
Заключение под стражу — это исключительная мера пресечения, когда к обвиняемому невозможно применить иную, более мягкую меру. Арест применяется, если:
- обвиняемый не имеет постоянного или временного места жительства на территории Кыргызской Республики;
- его личность не установлена;
- им нарушена ранее примененная мера пресечения;
- он скрылся от органа, осуществляющего производство следствия, или суда.
«Однозначно одно, что в отношении бабушки и матери-одиночки требования законов страны, международные обязательства, принятые на себя Кыргызстаном (Бангкокские правила, иные конвенции и резолюции ООН) не были учтены. Какую опасность представляют пенсионерка и мать-одиночка для следователей и судей ГКНБ? Это позор», — подчеркнула Абдрахматова.
Она обратилась с требованием к омбудсмену, генеральному прокурору и депутатам парламента, призвав их принять меры по освобождению пожилой женщины и матери-одиночки из Джалал-Абадской области из-под ареста и привлечь к ответственности следователей ГКНБ и судью.