В последнее время набирает обороты скандал вокруг издания «Вечерний Бишкек». Если экс-телохранитель президента Алмазбека Атамбаева предъявил к газете иск в размере 50 млн сомов, то на прошлой неделе Первомайский суд столицы вынес решение о взыскании с владельца финансового источника «Вечернего Бишкека» рекламной фирмы «Рубикон» Александра Кима 400 млн сомов в пользу оспаривающего данную компанию Александра Рябушкина. Чтобы узнать, как возник указанный скандал и какова к нему причастность власти, мы взяли интервью у главного редактора газеты «Жаны агым» Аскер Сакыбаевой.
— В чем причина того, что мирно существовавший до настоящего времени «Вечерний Бишкек» начал обвинять власть в событиях вокруг издания?
— Потому что нынешняя власть посредством давления на судебную систему вынуждает принимать противозаконные решения.
— Какие факты давления власти в данном деле вы можете привести?
МАТЕРИАЛЫ НА ТЕМУ
- — Президент Алмазбек Атамбаев подписал Указ “О 100-летии трагических событий 1916 года”. Проведение столетия Уркуна — признак решительности
- — Ратифицирован Договор о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве между Кыргызстаном и Туркменистаном
- — Айбек Сарыгул: «Родина нуждается в инвестициях мигрантов»
- — Какие депутаты V-го созыва смогли отлично повести работу?
МЕТКИ
— Во-первых, еще в прошлом году Генпрокуратура незаконно арестовала контрольный пакет акций «ВБ». Пытались судиться, но справедливости не добились. Во-вторых, за последние полгода Первомайский и городской суды вынесли по рекламной фирме «Рубикон» 3-4 незаконных решения, противоречащие Конституции и всем соответствующим законам. Судьи самостоятельно не стали бы принимать один за другим явно незаконные решения, на этих фактах оказания давления на суды мы видим, что судебная система Кыргызстана напрямую находится в подчинении президента, президентского аппарата.
— Каковы корни данного имущественного спора?
— Чтобы читателям было понятно, я вкратце расскажу историю этого вопрос из того, что знаю сама и в чем непосредственно принимала участие. В 1998 году я пришла работать в газету Асаба», которой управлял Мелис Эшимканов. В то время «Асаба» находилась в оппозиции акаевской власти и издание не вылезало из судебных процессов, организованных по ее заказу. Одним таким большим заказом был иск аксакала Турдакуна Усубалиева на сумму 50 млн сомов. Как оказалось, аксакал на протяжении восьми лет собирал подшивки газеты «Асаба» с материалами о себе. Мало этого, так еще «Кумтор», да-да, тот самый «Кумтор», подал в суд на газету. Всей редакцией мы пошли в суд по иску Усубалиева, проиграли, суд взыскал с редакции 5 млн сомов в пользу Усубалиева, и вместе с кумторовским иском это составило непомерную для «Асабы» сумму, она был объявлена банкротом и закрыта. Это исторический факт.
В то время тоже была шумиха из-за «Вечернего Бишкека», и газету захватил акаевский зять Адиль Тойгонбаев. Фирму «Рубикон» – финансовую основу «Вечернего Бишкека» – прогнали и вместо нее заработала тойгонбаевская фирма «Айрек», а газета стала проводить линию власти. Как это было претворено? До захвата Александр Ким и Александр Рябушкин вместе с женами основали фирму «Рубикон», оба получили 50-процентный пакет акций. Рассказывают, что позже А. Рябушкин сговорился с Тойгонбаевым и продал за сотни тысяч долларов свой пакет акций Тойгонбаеву, конкретно, принадлежащей последнему фирме «Петровски корп». Дело не ограничилось продажей акций, Рябушкин 3-4 года после этого работал главным редактором «ВБ» и гендиректором фирмы «Айрек».
— Чем занимался А. Ким в то время?
— Когда «Вечерка» была захвачена президентским зятем, А. Ким выразил протест, что редакция попала под полный контроль власти, и вместе со своими сторонниками, такими как Рина Приживойт, остался не у дел. В то время работавшие в «Асабе» Мелис Эшимканов, Алым Токтомушев, Шайлообек Дуйшеев, Тугельбай Казаков, Жолдошбек Зарлыкбеков, Мамат Сабыров, Эрнис Асее уулу и ряд других журналистов на протяжении 7-8 месяцев издавали кыргызскую версию газеты «Республика», управляемой Замирой Сыдыковой. Также мы вели действия по регистрации в Минюсте газеты «Агым». Наши старания увенчались успехом, и 16 ноября 2001 года вышел первый номер «Агыма». В «Асабе» я работала ответсекретарем, позже продолжала работать на этой же позиции в «Республике» и «Агыме».
А возгавляемые Александром Кимом журналисты издавали новую газету «Моя столица новости» и в сотрудничестве с нами начали борьбу с акаевским режимом. Однажды Мелис байке поручил мне взять интервью у Александра Кима, тогда я и познакомилась с ним. Интервью было опубликовано в «Агыме». Вскоре после этого власть закрыла газету «Моя столица новости». Тогда Мелис байке решил, что им надо помочь и месяц на развороте «Агыма» выходила «Моя столица новости». После они стали издавать газету с сокращенным вариантом прежнего названия «МСН». К слову, в то время Алмазбек Атамбаев был в оппозиции и приглашал к зданию «Форума» команду Александра Кима, которая и находилась там, пока не сменилась власть в 2005 году. Ирония судьбы: прошло 10 лет, и теперь первый стал президентом и силой своей власти давит на второго, с которым ранее был в хороших отношениях.
— Что стало причиной такого противостояния, по-вашему?
— Атамбаев сегодня не оппозиционер, опасающийся за свою жизнь. У него в руках бразды правления государством, но и сегодняшняя ситуация отличается от ситуации 5-летней давности. Управляемые Атамбаевым мы вошли в политико-экономический союз, в который входят авторитарные государства, такие как Россия, Казахстан, Белоруссия. Раз находишься в ряду авторитарных стран, во многих случаях приходится жить по их правилам. Также впереди у Кыргызстана судьбоносные парламентские и президентские выборы. Власть стремится проконтролировать оба процесса, чтобы получить результаты в свою пользу. Ради этого она рвется как можно раньше прибрать к рукам независимые СМИ, наподобие медиахолдинга «Вечерний Бишкек». Ведь сегодня в медиахолдинг входят три газеты, два интернет-сайта, купленная за 2 млн евро отличная типография, а также финансирующая всю структуру рекламная фирма. Власти выгодно в преддверии выборов располагать медиахолдингом, способным оказывать влияние на общественное мнение. Александр Рябушкин просто торпеда для реализации плана власти.
— Но А. Рябушкин тоже уверяет, что пострадал от Тойгонбаева, который отобрал его имущество?
— Что бы он ни говорил сейчас, власть его поддерживает двумя руками. Остановлюсь подробнее на моменте, каким образом имущественный спор перерос в политику. Как сказано выше, А. Ким до 2005 года выпускал газету «МСН». После смены акаевской власти он через суд восстановил свои права на принадлежащее ему имущество: фирму «Рубикон» и «ВБ». Но А. Рябушкин не успокоился и пытается вернуть себе долю в «Рубиконе», проданную в одно время компании «Петровски корп». В 2006 и 2011 годах судебные процессы рассматривали дело как чисто имущественный спор и выносили решение о непричастности А. Рябушкина к имуществу «Рубикона». Основанием для этих решений стали договор о продаже А. Рябушкиным принадлежащей ему 5-процентной доли, согласно которому он был выведен из состава учредителей «Рубикона», в доказательство были приведены его собственное заявление и многие другие документы, им подписанные. Вместо того чтобы взыскивать свое имущество с «Петровски корп», он оспаривает его у Кима. В целом срок давности по делу давно истек. Невзирая на это, суды сейчас незаконно пересматривают дело, не отменяя вышеуказанных юридических документов и судебных решений, незаконно выносят новые решения. Что это, как не рейдерский захват власти?! Ведь сейчас суды подчиняются президенту и аппарату президента, не так ли? Для всех очевидно, что при отборе судей решения, кого принимать в судьи, а кого отвергать, принимает только аппарат президента. Поэтому получившие от власти гарантии своего будущего подобные Эмилю Аксамаеву, Алмазу Калыбаеву судьи нарушают Конституцию и законы, спешат принять угодные власти решения и не несут никакой ответственности. Своими решениями они создают очень опасный прецедент. Получается, что проданное 5, 10, 15 лет назад имущество, можно сейчас оспорить и добиться любого угодного для себя судебного решения!
— Но ведь президент Атамбаев поручил ГКНБ и Генпрокуратуре расследовать обращение «Вечернего Бишкека», а результаты были обнародованы общественности?!
— Вместо проведения объективного расследования, два этих ведомства представили общественности угодный президенту ответ, что мы все видели. Другого ответа и не стоило ждать от госорганов, находящихся в прямом подчинении президента. После этого обращения усилилась всесторонняя проверка медиахолдинга, только закончив одну проверку, налоговики начинают другую. КТР 5-6 раз показал анонимный «телешедевр» под названием «Бизнес, построенный на клевете», мало этого, так еще передача транслируется «5-м каналом» и «Пирамидой». Кому кроме власти такое по силам?
— Последний вопрос: как было приватизировано здание бывшего детского сада газета «Вечерний Бишкек»?
— Издание не приватизировало, а купило это здание. Раньше это был детский сад обувной фабрики, потом ее приватизировала ОАО «Кадам». В 1994 году «Рубикон» купила находящееся в аварийном состоянии здание у компании «Кадам» за полтора миллиона сомов. Акаевский указ о запрете приватизации социальных объектов вышел год спустя, в 1995 году. Если указы, законы будут иметь обратную силу, то все фабрики-заводы, в целом все здания надо вернуть обратно. Это может закончиться гражданской войной.