«По этим телевизионным программам видно, чем больно общество – люди не слушают друг друга, перебивают, не дают друг другу высказаться, не отвечают на вопросы, которые ставятся, бесконечное пререкание друг с другом, “тыкание” и “якание”», — сказал ВРС Аркадий Дубнов, известный российский журналист, эксперт-политолог, обозреватель газеты «Московские новости».
ВРС: Что, на ваш взгляд, означает «медиативная журналистика»?
Аркадий Дубнов: На мой взгляд, медиативная журналистика сегодня на постсоветском пространстве — это из области журналистской фантастики. По идее, медиативная журналистика – это средство, которое могло бы помочь обществу научиться вести диалог. Искусство диалога – компонент неотъемлемых свойств развитого гражданского общества. И, наверное, такая журналистика, будь она развитой, стала бы составной частью развития общества, которое само по себе, внутри себя решает возникающие проблемы политического, социального характера. И это двигало бы вперед общество, подталкивало бы государство для принятия каких-то важных регулятивных мер.
На мой взгляд, сегодня наше общество (я говорю о постсоветском обществе) очень далеко от обретения культуры диалога, культуры дискуссии, которая сама по себе и определяет демократический процесс, как мне представляется. У нас сегодня журналистика — это в лучшем случае факты, оценки, мнения, все персонифицировано, журналистика ангажирована, политтехнологична. Что угодно, но только не медиативная. Может быть, частью, намеком на это можно было бы назвать такую журналистику, как телевизионный жанр, радиожанр интерактивного включения, который сейчас очень развит на различных медиаресурсах, но только в прямом эфире. Наиболее устоявшийся жанр у «Эха Москвы», к примеру, где постоянно идут передачи подобного рода в интерактиве и прямом эфире. Также могли бы быть такого рода намеками, предтечами медиативной журналистики телевизионные программы, которые идут в телеэфире — так называемые шоу. Но они действительно больше шоу. По этим телевизионным программам видно, чем больно общество – люди не слушают друг друга, перебивают, не дают друг другу высказаться, не отвечают на вопросы, которые ставятся, бесконечное пререкание друг с другом, «тыкание» и «якание».
ВРС: А где развита медиативная журналистика? И какие проблемы она решает?
Аркадий Дубнов: Можно сказать, что такого рода журналистика хорошо развита на Западе. И культура дискуссии там имеет место гораздо больше, чем у нас. Именно поэтому любое событие, которое является темой для прессы, становится общественно значимым событием и приводит к серьезным политическим подвижкам, вплоть до отставок высокопоставленных лиц, принятия каких-то важных решений и законов. Это то, до чего мы еще не дошли, сильно отстаем. Потому как у нас непересекающиеся по-настоящему пространства – это власть, общество и пресса.
ВРС: Имея большой жизненный и профессиональный опыт, можете ли привести пример, когда ваша работа была в какой-то степени медиативной?
Аркадий Дубнов: К примеру, могу привести посредничество в таджикском конфликте, меры по урегулированию конфликта, это было в девяностые годы. Когда небольшое количество общественного мнения было настроено против таджикской оппозиции, а я представлял материал, в котором часто говорилось о том, что мира в Таджикистане нельзя достичь, если одних представлять правыми, а других — виноватыми. Потому что оппозиция и те, кто стояли за ними – это часть таджикского общества. Помнится, через некоторое время трезвость оценки ситуации, реализма восторжествовала. Я помню слова узбекского президента Ислама Каримова, который, с одной стороны, сделал много, чтобы у власти встал нынешний президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. Он одним из первых сказал, что с оппозицией нужно разговаривать. В то время мы часто общались с Каримовым, и видел, как проходил этот процесс. При этом я вовсе не хочу сказать, что он попал под влияние моих слов, но он был одним из тех людей, кто понял реальную ситуацию. Несмотря ни на что, этот процесс имел место.
Иногда нужно удержать себя от искушения попасть под обаяние мнения большинства, которое, кажется, всегда право. Если ты понимаешь, что это не так, и если у тебя есть аргументы, которые ты можешь привести.
ВРС: Могут ли журналисты оставаться действительно независимыми?
Аркадий Дубнов: Есть такие журналисты, но им очень сложно находиться в таком независимом пространстве, быть объективными. Это очень сложно, но возможно.
http://bpc.kg/news/12477-02-02-11