Международная правозащитная организация Freedom House выпустила ежегодный доклад о свободе в интернете. Согласно докладу, Кыргызстан в интернете достаточно либерален и «частично свободен». «Частичная свобода» выражается в привлечении пользователей к ответственности за публикации в интернете.
По мнению экспертов правозащитной организации Freedom House, интернет в Кыргызстане все еще остается сферой свободы слова, хотя и стал менее «свободным» за 2016 год.
Журналисты и обычные пользователи все чаще сталкиваются с судебными исками и интересом со стороны правоохранительных органов за размещение публикаций, критикующих чиновников.
Эксперты считают, что правительство злоупотребляет наблюдением за политически активными пользователями.
В чем проявляется «частичная свобода» Кыргызстана в интернете?
Привлечение к ответственности
Журналистов, активистов и рядовых пользователей интернета штрафуют, присылают повестки и даже задерживают за мнение, озвученное на различных сайтах и в социальных сетях. В докладе Freedom House приведены в качестве примера несколько разных случаев.
Давление на журналиста
Журналист Дайырбек Орунбеков в 2015 году в своей статье возложил на президента Алмазбека Атамбаева ответственность за межэтнический конфликт на юге Кыргызстана 2010 года. Материал был размещен на его интернет-портале Maalymat.kg.
Генеральная прокуратура добилась от Орунбекова через суд, чтобы тот выплатил Атамбаеву два миллиона сомов за «оскорбление чести и достоинства». Журналист не согласился с решением суда, не признал себя виновным и сказал, что не имеет возможности выплатить президенту такую сумму.
В январе 2016 года журналист также подал иск об оскорблении чести и достоинства на президента, требуя выплаты суммы в один сом.
Летом 2016 года сайт Maalymat.kg, редактором которого являлся Орунбеков, заблокировали. На самого журналиста было возбуждено уголовное дело по факту неисполнения судебного решения из-за того, что он так и не выплатил два миллиона сомов президенту.
Наказание за «лайк»
В мае 2016 года жителя села Кара-Суу Ошской области, Абдулло Нурматова задержали за «лайк» в социальной сети «Одноклассники» публикации осужденного религиозного деятеля Рашода Камалова.
Адвокат задержанного утверждала, что дело Нурматова «велось с нарушениями» со стороны правоохранительных органов и суда, которые «препятствовали адвокатской деятельности» и «применяли пытки».
Сам Нурматов говорил, что во время следственных мероприятий сотрудники спецслужб избивали его, чтобы он взял на себя вину.
В результате Нурматову дали год условно за «хранение и распространение материалов экстремистского содержания».
Депортация за чучук
Эксперты Freedom House приводят в пример ущемления свободы выражения в социальных сетях инцидент с главным сварщиком рудника «Кумтор» Майклом Макфитом.
Британец опубликовал в январе 2016 года в социальной сети фэйсбук фото с застолья, и в шутку назвал традиционное кыргызское блюдо чучук «конским пенисом». В результате, на территории «Кумтора» прошла забастовка местных работников, требовавших наказать Макфита.
Иностранный гражданин за шутку над чучуком был водворен в Джети-Огузское РОВД, а позже депортирован из страны. Его пост в социальной сети признали разжигающим расовую ненависть.
Майкл Макфит был вынужден удалить свой пост и попросить прощения у кыргызского народа. Кроме того, он упомянул, что люди, запечатленные на фото в его публикации, «никак не связаны с этим».
Избиение за критику
В феврале 2016 года главный редактор газеты «Деньги и власть» Турат Акимов был избит недалеко от своего дома. В СМИ нападение связывали с тем, что Акимов опубликовал материалы с критикой в адрес правительства.
По факту нападения на Акимова было возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство».
Акимов считал, что избиение было организовано непосредственно Мелисом Турганбаевым, занимавшем в то время должность главы МВД.
«Мелис Токтомамбетович [Турганбаев], я подозреваю на 99 процентов, что заказчиком моего убийства были вы», — обратился он с заявлением к министру внутренних дел на встрече с журналистами.
В пресс-службе МВД обвинения в адрес министра назвали «бредом».
Блокировка сайтов и блогов в Кыргызстане
По мнению экспертов, в Кыргызстане чаще, чем в других странах СНГ, блокируется доступ к сайтам с экстремистским содержанием.
К середине 2016 года около 30 сайтов заблокировали после признания их контента разжигающим национальную или религиозную розни. Это, к примеру, сайты, содержащие материалы радикальной исламской группировки «Хизб-ут-Тахрир».
Пока правительством Кыргызстана не введено «особых экономических ограничений», которые могли бы повлиять на публикации СМИ в интернете.
Тем не менее, эксперты отмечают, что кыргызская блогосфера мало развита. Есть только несколько популярных блог-хостинг платформ как Namba.kg и Diesel.elcat.kg.
В истории информационного портала Kloop.kg также есть факты блокировки. в 2014 году сайт блокировали на несколько недель. Сайт заблокировали после публикации материала с видео о том, как казахские дети проходили обучение в лагерях террористической организации «Исламское государство».
Кроме Kloop.kg, подвергался блокировке и сайт центральноазиатского информационного агентства «Фергана».
Так как интернет в Кыргызстан поступал и поступает через казахских провайдеров, иногда кыргызстанцам оказываются недоступны сайты, заблокированные в Казахстане. Так было с блогом «Живой журнал», однако сейчас доступ к блогосфере восстановлен.
В феврале 2015 года Госкомитет нацбезопасности предложил разрешить блокировать сайты без постановления суда, но гражданское сообщество раскритиковало эту инициативу и она не была принята.
Кибератаки на госсайты
Кибератаки хакеров на кыргызские сайты не редкость. В 2016 году эксперты правозащитной организации отметили два случая кибератак.
Летом хакеры взломали сайты Государственного комитета по делам обороны (ГКО) и Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ).
Хакеров, которые взломали сайты, так и не нашли. Сайт ГКО был полностью восстановлен, сайт ГКНБ все еще не работает.
В прошлогоднем докладе также говорилось о том, что Кыргызстан находится в категории «частичной свободы», собственно как и в предыдущие года — вплоть до 2012 года.
Одной из причин стал недостаточный охват интернета сел и городов республики. По итогам 2016 года, разрыв между доступом к интернету между городами и селами сохранился.