В интернете можно регулировать почти все: новости, видео, социальные сети. Теперь и какой-нибудь мессенджер Кадырова, если не понравится, можно запретить.
Напомним, что к законодательно регулируемым участкам Рунета относятся новостные агрегаторы, рынок СМИ, последний передел которого случился благодаря запрету владеть ими иностранными гражданами, блогосфера — и этот список можно продолжать довольно долго. Но давайте перейдем к сути.
Благодаря постоянно декларируемой деанонимизации, количество шифрованного трафика, недоступного для массового контроля, и ответственность по отношению к персональным данным только растут, а вот возможности государства сужаются.
Многочисленные нормативные акты, например закон о защите детей, под предлогом которого осуществляется фактическая цензура и нарушается целостность Сети, негативно влияют на страну и ее экономику, на свободу, на качество Рунета. На все. Это очередная попытка регулировать воздух. На этот раз — мессенджеры.
История с деанонимизацией не нова. Левые сим-карты — головная боль для одних и прибыльный рынок для других. Спецслужбам они затрудняют идентификацию абонента при расследовании преступлений. Для многочисленных сервисов, которые рассылают рекламу, — экономический сектор, плохо поддающийся оценке. А рассылки с предложением наркотиков только подлили масла в огонь. Поэтому внесенный законопроект имеет хорошие шансы на принятие, пусть и с поправками.
Хочется посочувствовать провайдерам и операторам сотовой связи. Доступ в интернет, который они предоставляют, становится привычным явлением. Где-то — неотъемлемым правом. Где-то — правом с ограничением, как в Китае или Северной Корее. И предоставление доступа — единственное, что “умеют” провайдеры и операторы. Тяжелый контент, который нагружает Сеть, смотрят на YouTube или качают на торрентах. Игры покупают в сторонних магазинах. Общаются в мессенджерах. Кого интересует количество минут, которые дает оператор? СМС? WhatsApp! Мы вспоминаем о них лишь в редкие моменты оплаты услуг. А учитывая постоянную смену технологий, перспективы у них безрадостные.
Государство хочет контролировать все, информацию в том числе. То есть для мессенджеров надо написать закон, по которому они должны передавать данные, блокировать информацию и идти на всяческое сотрудничество, причем не только непосредственно с теми, через кого работают, но и с органами власти.
Попытки регулировать воздух, помимо банального передела финансовых потоков, приведут к очередному росту популярности сервисов, по технологическим причинам не зависящих от фантазии законотворцев. Роскомнадзор и другие многочисленные ведомства получат еще один инструмент давления, что особенно грустно.
Для обывателя ответ на вопрос “Что делать, если заблокируют мессенджер?” звучит просто — “Поставить другой”. В последние дни всех интересует, когда заблокируют Telegram. Наверное, никогда. В Telegram сегодня — центр политической жизни. Рабочие группы с участием министров, замминистров. Многочисленные паблики. Хит — канал главы Чеченской Республики. Законотворчество никак не хочет совпадать с реальной жизнью. Мы получаем закон, по которому — в теории — можно наехать на любого, но никто не захочет блокировать любимый мессенджер Рамзана Кадырова.